Примерное время чтения: 5 минут
11251

Танк против санкций. Российская промышленность выживает за счёт госзаказов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Достояние России: гжель, хохлома, Дымково... «Уралвагонзавод» 10/12/2014
Сборка танков в производственном цехе «Уралвагонзавода»
Сборка танков в производственном цехе «Уралвагонзавода» РИА Новости

«Вагонкой» в народе называют Дзержинский район города, где располагается крупнейшее по площади (827 тыс. кв. м) предприятие мира - «Уралвагонзавод» (УВЗ). И родом отсюда не только легендарные танки T-34 и T-72, но и каждый второй грузовой вагон, колесящий по просторам России. Корреспондент «АиФ» приехала на завод посмотреть, как живётся предприятию, попавшему летом 2014 г. под западные санкции.

Обед по-советски

7 утра. Над «Вагонкой» - звук парового гудка. Он зовёт на работу сотрудников завода аж с 1936 г. - момента основания предприятия! На 4-метровых тротуарах главного проспекта Вагоностроителей - людское море, совсем как в советских фильмах. На первую смену идут и едут 12 тыс. человек. А всего на предприятии более 30 тыс. сотрудников. 

Аналогии с советским прош­лым возникают и в заводской столовой. Обед (первое, второе, компот и булочка) стоит чуть больше 80 руб., и часть этих затрат рабочим компенсируют. Впрочем, на этих внешних признаках сходство с временами СССР заканчивается. «Уралвагонзаводу», на 100% государст­венному предприятию, приходится выживать в жёстких условиях рынка. «Тяжелее всего было в середине 90-х, - вспоминает Владимир Рощупкин, исполнительный директор УВЗ. - Тогда зарплату не получали по 7-9 месяцев, а завод не растащили на металл только потому, что в каждом цехе было организовано дежур­ство». 

До 2000 г., когда на предприятие пришёл первый за долгое время военный заказ (он был экспортным, для Индии), здесь крутились как могли. Например, запустили гражданское производство погрузчиков и экскаваторов и таким образом сохранили людей и оборудование. В 2007 г. получили небольшой госзаказ и от своей страны - и только начали поднимать голову, как грянул кризис 2008 г. Стоял вопрос об остановке конвейера по производству вагонов, но государство оказало заводу поддержку. И уже в 2011 г. предприятие вышло на объёмы советского периода, а в 2012 г. побило рекорды по выпуску, отправив заказчику 28 тыс. вагонов.

Нынешняя помощь государст­ва - оборонзаказ. Благодаря ему на заводе идёт масштабное перевооружение: до конца 2014 г. планируют приобрести более 450 единиц разного оборудования. В 2015 г. предприятие должно выпустить танк нового поколения «Армата». 9 Мая эта машина проедет в Параде военной техники на Красной площади…

 

Где деньги?

Постоянная работа без угрозы увольнений (сокращений здесь не планируется!), средняя зар­плата - почти 33 тыс. руб., своя поликлиника, дворцы спорта, которые можно посещать за символическую плату… Когда 2 года назад в то время начальник сборочного цеха «Уралвагонзавода», а ныне полпред Президента РФ в УРФО Игорь Холманских заявил Владимиру Путину, что готов с мужиками выйти на улицу в противовес оппозиционным митингам, он собирался отстаивать именно эту стабильность. 

Стабильность, однако, отнюдь не отсутствие проблем. Одна из главных на «Уралвагонзаводе» - кадровая. «Не хватает людей с высшим техническим образованием, станочников, которые встали бы за современное оборудование, - продолжает В. Рощупкин. - Выпускники нижнетагильских школ поступают учиться в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и обратно не возвращаются. Поэтому наши кадровые службы работают в других крупных городах, ищут специалистов».

Молодёжь уезжает из Нижнего Тагила за более высоким уровнем жизни в города, где хорошие дороги, большие развлекательные и торговые центры и массово строится жильё. «Я не cовсем согласен с бюджетной политикой, - говорит В. Рощупкин. - Мы вот здесь за забором (кивает в сторону предприятия) не торгуем нефтью и газом, а выпускаем реальный продукт, который можно пощупать и который пользуется спросом и в России, и за рубежом. Так ­почему же практически все заработанные нами деньги (кроме 13%) уходят из города в регион и в столицу?! Почему не оставить здесь хотя бы четверть из них и не построить нормальные дороги и дома? Может, и утечка мозгов и рабочих рук прекратится…»

Инна Киреева.

Несколько месяцев назад «Уралвагонзавод» попал под антироссийские санкции. С одной стороны, это проблема: многое оборудование приобреталось в Европе. «С другой стороны, это только подстёгивает, - говорит Владимир Васьков, инженер-конструктор, работающий в подразделении УВЗ, выпускающем нестандартное оборудование. - Будут найдены другие поставщики, например, из Белоруссии, Китая. Да и возможности российских предприятий недооценены».

Несмотря на санкции и непростую экономическую ситуацию в стране, «Уралвагонзавод» не планирует скатываться в глубокий кризис. В 2015-2016 гг. здесь рассчитывают сохранить объёмы производства вагонов и запустить в производство их инновационную модель, выйти на рынок с экскаваторами, погрузчиками и тракторами для коммунального хозяйства, повысить зарплату сотрудникам. Оптимизм и стойкость здесь, наверное, в генах. Дедушки и бабушки сегодняшних заводчан в 30-х гг. прошлого века, меся лаптями грязь, построили крупнейшее и самое современное на тот момент предприятие мира. В 40-х они за три месяца собрали перевезённый из Харькова танковый завод и, ночуя в вырытых землянках, каждый день поставляли на фронт по 25 танков T-34, лучшее оружие Второй мировой войны. Разве можно позволить умереть или зачахнуть этой промышленной легенде?

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах