В последние дни в центре внимания общественности оказался самолет, который являлся гордостью советской транспортной авиации: Ан-124 «Руслан».
«Это является крайне непростой, но решаемой задачей»
Все началось 2 июня, когда командующий военно-транспортной авиацией России Владимир Бенедиктов в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что в России могут вновь начать производство «Русланов».
Бенедиктов заявил, что окончательно вопрос не решен, но он «регулярно рассматривается» и в ближайшее время должен быть вынесен финальный вердикт.
В свою очередь, вице-президент по транспортной авиации ПАО «ОАК», генеральный директор ПАО «Ил» Алексей Рогозин в интервью ТАСС сказал: «Самолеты сверхтяжелого класса, к которым относится Ан-124, крайне востребованы во всем мире. Две трети всех „Русланов“ были произведены в Ульяновске. Сегодня первоочередной задачей является поддержание их исправности. Если говорить о возобновлении их производства в новом облике, то это является крайне непростой, но решаемой задачей».
Заявления Бенедиктова и Рогозина встревожили украинскую сторону. В пресс-службе ГП «Антонов» заявили, что производство и модернизация Ан-124 в России невозможна.
В «Антонове» уточнили, что только разработчик имеет всю необходимую информацию и знания о конструкции, свойствах, ресурсах, сроках службы и летной годности самолетов Ан-124. При этом украинская фирма не планирует восстанавливать сотрудничество с Россией для выпуска новых «Русланов».
Ан-124: «транспортник» двойного назначения
Тяжёлый дальний транспортный самолёт Ан-124 «Руслан» (по кодификации НАТО — «Кондор») был разработан в ОКБ имени Антонова. Машина, совершившая первый полет в декабре 1982 года и принятая в эксплуатацию в январе 1987 года, является крупнейшим и самым грузоподъемным серийным самолетом в мире.
Ан-124 изначально задумывался как самолет двойного назначения: для перевозки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, крупномасштабных десантных операций, а также для транспортировки крупнотоннажных грузов в интересах народного хозяйства.
Руководили проектом конструкторы Петр Балабуев и Виктор Толмачев. Толмачев сменил коллегу после того, как он возглавил КБ. Так уж получилось, что Виктор Толмачев ушел из жизни 7 июня 2018 года, в разгар споров о возможности возобновления выпуска своего главного детища.
Выпуск уникальных самолетов шел на двух предприятиях — на заводе «Антонова» в Киеве и на предприятии «Авиастар-СП» в Ульяновске. Всего в период с 1984 по 2004 год было построено 55 Ан-124.
Нужно уточнить, что большинство из этих машин — это Ан-124-100, коммерческий вариант, отличающийся от базового тем, что с него снята часть военного оборудования. Услуги «Русланов» по доставке крупногабаритных грузов чрезвычайно востребованы в мире. Поэтому всего через два года после закрытия производства самолетов в Ульяновске встал вопрос о его возобновлении.
То буду, то не буду: украинско-российские авиастрадания
В октябре 2006 года Комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии «В. А. Ющенко — В. В. Путин» принял решение продолжить реализацию проекта самолёта Ан-124, имея в виду возможное возобновление серийного производства. В августе 2007 года подписано соглашение о возобновлении серийного производства. Российская грузовая компания «Волга-Днепр» заявила о готовности приобрести до 100 модернизированных Ан-124-100М-150, которые отличаются от предшественника увеличением полезной нагрузки и дальности полета.
Здесь важно отметить, что существующий парк «Русланов» сосредоточен в основном в России. Не менее 10 самолетов — в ВКС России, 8 — в летном отряде № 224, который является дочерней структурой Минобороны РФ, и 12 — в компании «Волга-Днепр».
Возобновление производства — дело не самое быстрое, но поступавшие заказы исходили опять-таки из России. Минобороны, «Волга-Днепр» и другие эксплуатанты готовы были приобрести 52 новых «Руслана». На долю иностранных заказов приходилось всего 9 машин.
Но в 2010 году «Антонов» решил, что называется, повернуться к России задом. Директор концерна Дмитрий Кива объявил, что «Антонов» допущен к участию в тендере Минобороны США на поставку самолетов-топливозаправщиков на 50 миллиардов долларов. Поэтому украинская сторона продаст свои разработки, в том числе и на базе «Руслана», американцам, а на проект с Россией времени и сил не остается.
Официально программу возобновления производства «Русланов» отложили до 2016 года. И в 2013 году переговоры были вновь начаты. Из американского тендера «Антонов» был выбит уже в первом туре, и пришлось возвращаться к россиянам.
«Документация вся есть, оснастка есть»
Может быть, дело бы и наладилось, но произошел «Евромайдан», а вслед за ним — полное свертывание сотрудничества в сфере авиапроизводства. Как сказал в августе 2014 года заместитель главы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь, российско-украинский проект возобновления производства и модернизации тяжёлого транспортного самолёта Ан-124 «Руслан» в связи с политической ситуацией больше не стоит на повестке дня.
При этом ульяновский завод «Авиастар-СП», который также выпускает модернизированные транспортники Ил-76, продолжал заниматься ремонтом и модернизацией находящихся в России Ан-124.
Интерес к «Русланам» и потребность в них в России остается. Есть и работающий завод в Ульяновске, который их уже производил и готов производить модернизированную версию.
Но, по утверждению украинской стороны, это невозможно.
И тут заговорил бывший глава «Антонова» Дмитрий Кива, который покинул Украину и ныне занимается созданием авиастроительной отрасли в Азербайджане.
В интервью «МК» он заявил, что возобновить производство «Русланов» в России можно за два года: «Два года, не больше. Документация вся есть, оснастка есть. Надо только закупить все недостающее, — материалы, оборудование — запустить программу и сделать».
«Самолет прекрасный с точки зрения техники. Ему жить и жить. Единственное, что нужно сделать, — это поставить более современные двигатели, современную цифровую электронику. А планер очень надежный, проверенный. И самолет может еще много-много лет летать», — добавил Кива.
Украина помогать не хочет. Но и помешать не сможет
В юридической плоскости проблем тоже не должно возникнуть. «По всем международным правилам мы должны нести эту марку, — Ан-124 — если мы не внесли существенных изменений в этот самолет. А изменения сейчас будут вноситься. И он пойдет уже под другим брендом», — рассказал в интервью радиостанции «Говорит Москва» член Комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник.
Никаких тайн, без которых невозможно производство новых «Русланов», Украина от России не хранит. Достаточно сказать, что большая часть Ан-124, которые сейчас в строю, была построена в Ульяновске, а не в Киеве. Здесь же много лет работали конструкторы, создававшие машину, включая ушедшего из жизни Виктора Толмачева. В общем, как уже говорилось, задача крайне непростая, но решаемая. И российское авиастроение располагает для ее решения всем необходимым.
Вердикт о том, начнется ли производство новых «Русланов» в России, будет выноситься на правительственном уровне. Но Украина, где серийное производство самолетов в последние годы прекратилось, в любом случае теперь вне игры.