Разбежавшись по полосе экспериментального заводского аэродрома, новый отечественный пассажирский самолёт впервые оторвался от земли. Полёт длился 30 минут. Лётчики-испытатели Олег Кононенко и Роман Таскаев подняли машину на 1 км и на скорости 300 км/ч сделали несколько манёвров: имитацию захода на посадку, набор высоты, разворот.
Как пояснили в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), задача - типовая для первого полёта - проверка самолёта и его двигателей на устойчивость и управляемость. Но очередной этап работы над МС-21 нельзя назвать рутинным. «Это не просто полёт нового самолёта, это появление нового продукта, который на ближайшие 50 лет определит облик российского гражданского авиастроения», - подчеркнул президент ОАК Юрий Слюсарь. «Сегодня исторический день для нашего коллектива и всей большой команды, работающей над созданием МС-21. Мы вложили в наш самолёт самые передовые технические решения, которые обеспечат повышенный комфорт пассажирам и привлекательные экономические характеристики авиакомпаниям. И сегодня я счастлив сообщить, что первый полёт МС-21 прошёл успешно!» - сказал президент «Иркута» Олег Демченко.
С передовыми технологиями
Сравнивать новую машину авиакомпании-заказчики будут с доминирующими на рынке в нише среднемагистральных Airbus (семейство А320) и Boeing (Боинг 737), а также с создаваемым в Китае Comac C919.
Чтобы облегчить самолёт и сократить расход топлива, мировые авиапроизводители ещё с прошлого века начали применять вместо дюралюминия композитные материалы - углепластик. «Применение композитов снижает вес на 15-20%», - обращает внимание гендиректор Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского (ЦАГИ) Сергей Чернышёв. По его словам, использование композитов сокращает сроки разработки и производства деталей, снижает стоимость изготовления и расходы на техническое обслуживание и ремонт. Кроме того, повышаются прочность и ресурс - композиты не ржавеют.
Углепластик в отечественном авиастроении уже использовался при создании «Суперджета». Однако в МС-21 применение новых материалов выведено на принципиально новый уровень: из композитов - впервые для столь большого самолёта - сделано всё крыло, монолитные детали длиной до 20 м не делают больше нигде. Использована безавтоклавная технология - метод вакуумной инфузии - она пока используется мало где в мире. Как говорит гендиректор созданной в рамках проекта МС-21 и оснащённой по последнему слову техники компании «Аэрокомпозит» Анатолий Гайданский, технология позволила сконструировать крыло, новое и с точки зрения аэродинамики. Это ещё несколько процентов экономии на топливе, которые за долгий жизненный цикл самолёта выливаются в огромные суммы.
К слову, в производстве МС-21 будут задействованы и модернизированные мощности ульяновского завода «Авиастар-СП», и воронежского ВАСО. Для удобства заказчиков самолёт может быть поставлен либо с импортными двигателями от Pratt & Whitney, либо - чуть позже - с отечественным ПД-14. Авиастроители подчёркивают: речь идёт не просто о новом экономичном, малошумном и эффективном авиадвигателе. Для ПД-14 создано два десятка новых материалов, разработано 16 критических технологий, на его базе запланировано создание двигателей для других самолётов и вертолётов, а также газотурбинных энергетических и газоперекачивающих установок.
С душой и размахом
Для обеспечения эксплуатации самолётов МС-21 «Иркут» создаёт многоязычный круглосуточный Центр оперативной поддержки, готова и линейка тренажёров для обучения всех категорий авиаперсонала. Однако стоимость эксплуатации самолёта складывается не только из экономии на топливе или обслуживании, но и из времени, которое лайнер вынужден проводить на земле - для заправки, загрузки багажа, посадки и высадки пассажиров. И тут «душа» МС-21 - его удобство для пассажиров - становится ещё одним конкурентным преимуществом нашего самолёта в борьбе за заказы авиакомпаний.
МС-21 - самый широкий из узкофюзеляжных конкурентов. Это позволяет в стандартной компоновке устанавливать достаточно широкие сиденья и оставлять широкий проход между рядами. Кто летал, знает: в туалет, особенно детям, почему-то хочется именно в тот момент, когда стюардессы занимают проход тележками с едой и напитками. В МС-21 благодаря ширине прохода можно будет легко разойтись с тележкой, а во время посадки в самолёт - с пассажирами, которые укладывают свои сумки на полках над сиденьями. Кстати, в МС-21 полки непривычно большие, а их поворотная конструкция упрощает размещение багажа. Пассажирам - удобство, а для авиакомпаний - приятные цифры статистики. По словам вице-президента «Иркута» Кирилла Будаева, скорость посадки пассажиров в МС-21 - 15 пассажиров в минуту, это на 30% лучше, чем у конкурентов.
Первые серийные лайнеры должны взлететь с аэродрома «Иркута» в конце 2018 - начале 2019 г. Как подтвердил вице-премьер Дмитрий Рогозин, у корпорации уже есть твёрдый заказ на 175 самолётов. Стартовый заказчик - «Аэрофлот». В своё время даже отечественным авиаперевозчикам было не на что, кроме «иномарок», менять основу нашего авиапарка - устаревший Ту-154. Но теперь, по окончании «мёртвого сезона» в отечественном авиастроении, они начинают пополнять свой парк «Суперджетами», а вскоре и МС-21.
Дело не только в патриотизме: новые отечественные самолёты на равных конкурируют с американцами и европейцами по цене и качеству. Впрочем, и время удачное: Airbus и Boeing загружены заказами и не успевают удовлетворить весь мировой спрос на быстро растущем рынке среднемагистральных авиаперевозок. Тем более российским компаниям достаточно скоро придётся обновлять парк.
По разным подсчётам, в ближайшие 20 лет отечественные перевозчики могут купить до 800 МС-21. С дальностью полёта 6 тыс. км он «достаёт» из Москвы и Сибирь, и Европу, Среднюю Азию, Закавказье, турецкие и египетские курорты. В ОАК не без оснований рассчитывают и на сотни самолётов на экспорт. «По нашим оценкам, в ближайшие 20 лет в сегменте МС-21 мировой спрос составит 15 тыс. новых лайнеров, уверен, авиакомпании высоко оценят наш новый самолёт», - сказал президент ОАК Юрий Слюсарь.