Рассказать о программах профобучения и повышения квалификации для людей предпенсионного возраста мы попросили заместителя гендиректора Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия), директора Академии Ворлдскиллс Светлану Крайчинскую.
Как попасть в программу?
Светлана Крайчинская: В этом году проект открыт для всех людей предпенсионного возраста. Пройти обучение могут женщины 51–55 лет, мужчины 56–60 лет и те, кто по разным причинам уходит на пенсию раньше этого возраста.
С помощью Ворлдскиллс можно включиться в программу двумя способами: через портал 50plus.worldskills.ru (его второе название «Навыки мудрых») или прийти в наши центры обучения и записаться там. Можно просто зайти в близлежащий колледж или техникум и спросить, работает ли он по этой программе, есть ли там квалифицированные преподаватели-эксперты Ворлдскиллс.
Наталья Косякова, «АиФ»: Светлана Брониславовна, а как формируется список специальностей, по которым ведётся обучение?
– Из 250 компетенций нашего перечня в марте мы сделали пробную выборку из 116. Сейчас их уже 127, и количество растёт. Причём есть специальности, которые пользуются небольшим спросом, а есть очень востребованные. Есть региональная специфика, есть предложения работодателей – компаний и предприятий-партнёров Ворлдскиллс – по поводу включения в перечень корпоративных компетенций. От наших центров обучения поступают предложения о включении в него таких, которые пока не стали массовыми, но предположительно вызовут интерес у людей старшего возраста. Так у нас появилась, например, ремесленная керамика, которая пользуется сейчас большим спросом. По итогам года мы вновь пересмотрим перечень – возможно, компетенции, которые так никто и не выбрал, из него удалим.
Что выбирают?
– У желающих приобрести новую специальность есть ли иные цели, кроме устройства на работу?
– Конечно. У нас уже несколько устойчивых направлений выбора: одни приходят, чтобы повысить квалификацию в той сфере, в которой работают. Они понимают, что меняются технологии и требования, что нужно соответствовать им.
Другие, и это тоже устойчивая группа, – чтобы получить новую профессию, т. е. освоить с нуля какую-то специальность и в дальнейшем по ней работать. Так выбирается примерно половина программ. Это абсолютнейшая перезагрузка карьеры.
Третье направление – когда человек рассматривает обучение скорее как «запасную» профессию, которой он, возможно, займётся позже. Чаще всего она из области, которой он занимался любительски, а теперь хочет узнать поглубже и перевести свои знания и навыки на профессиональные рельсы.
А ещё есть такие сюжеты, когда всю жизнь проработал по профессии, выбранной родителями, родственниками или самостоятельно, но с ориентацией на престиж или приличный доход, отказавшись от детских мечтаний. А сейчас решил к ним вернуться. Оказывается, что возраст 50+ для этого – самое время.
– Не могли бы вы назвать топовую десятку среди выбираемых предпенсионерами нашей страны компетенций?
– На сайте у нас зарегистрировано уже около 28 тыс. человек, и мы недавно подвели первые итоги их выбора. Наибольшим спросом пользуются веб-дизайн и разработка сайтов, графический дизайн, дошкольное воспитание, поварское дело, электромонтаж, парикмахерское искусство, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, предпринимательство, эстетическая косметология, IT-решения для бизнеса на платформе 1С.
Зачем взрослым профориентация?
– Скоро исполнится год, как заработала эта программа для предпенсионеров. Можно ли уже делать какие-то выводы, подводить итоги, строить новые планы?
– Мы наметили несколько направлений улучшения и оптимизации в программе. Поняли, к примеру, что надо больше рассказывать людям о самих программах обучения, о том, что они дают. Ведь с тех времён, когда люди получали образование, поменялись и система обучения, и содержательная сторона самих специальностей. И нужно объяснять, например, чем программа дополнительного профобразования отличается от основной, – таких знаний не хватает.
Второе, что мы поняли: нужна профориентация для взрослых. Не хватает информации, на какие профессии сейчас повышенный спрос. Очень много внимания уделяется профориентации для детей, а для взрослых её практически нет – им негде узнать, какие профессии востребованы в стране, в их регионе, городе и именно для людей их возраста. Планируем говорить об этом точечно как на нашем сайте, так и в наших центрах обучения, чтобы любой человек старшего возраста мог получить сначала консультацию, а потом, осмыслив, сделать осознанный выбор программы обучения, чтобы не шёл методом проб и ошибок, перемещаясь из одной учебной группы в другую.
И ещё мы планируем составлять рекомендации по выбору востребованных в конкретном регионе профессий сейчас и в будущем – чтобы выбор программы обучения можно было связать с возможностями трудоустройства. Сейчас как раз договариваемся о взаимодействии в этом вопросе с региональными властями.
– Нет ли планов делать вторые уровни – продолжение обучения для тех, кто считает, что начального объёма ему недостаточно?
– Такой запрос есть. Пройдя курс, например, в 144 часа, люди хотят далее повышать квалификацию. Пока условия таковы, что каждый может только раз поучаствовать в проекте, но в следующем году они, возможно, изменятся, потому что учиться действительно надо на протяжении всей жизни.
Сегодня дополнительная система поддержки – это чемпионаты профессионального мастерства, они проводятся во всех регионах ежегодно. Условно говоря, это для нас выставка передовых достижений в профессии, где можно узнать, что изменилось, проконсультироваться у экспертов. Систему чемпионатов мы тоже хотим развивать, чтобы в них могли поучаствовать и выпускники проекта, которым за 50. Думаем, это будет хорошая поддержка их дальнейшей карьеры.
– Молодцы все 70, которые включились в программу с нами, – это и есть главный плюс, потому что фактически впервые началось столь масштабное обучение граждан старшего возраста. Ещё 15 регионов – на этапе включения.
Лидерами мы считаем тех, кому удалось открыть максимальное количество центров обучения и начать обучение по максимальному количеству компетенций. А чем шире выбор, тем проще человеку. С этой точки зрения можно отметить Татарстан, Самарскую область, Томскую, Тюменскую, Московскую и традиционно столицу. А, скажем, в Великом Новгороде система профобразования небольшая, но регион предоставил участникам программы максимально широкий выбор компетенций, к тому же программа там связана со стратегическим развитием самого региона.
– А как быть людям в сельской местности, где нет ни колледжей, ни техникумов?
– Есть несколько вариантов. Первый: они приезжают в ближайший центр. Второй вариант – это если набирается группа на месте, тогда к ним едет преподаватель. А третий пока в порядке пробы: по тем компетенциям, которые это допускают, мы предлагаем дистанционное обучение.