Кому-то работа на дому может показаться настоящим раем. Дольше спишь, в транспорте не толкаешься, обедаешь каждый день домашней едой. И это при том, что речь идёт не о фрилансе, который в нашей стране практически не имеет никакого правового статуса, а о штатной, только удалённой работе — то есть оформление по ТК без всякой необходимости пребывать в офисе ежедневно. Как показал опрос Superjob.ru, по такой схеме хотя бы частично работают 37% российских компаний, причём большинство из них вполне довольны результатами.
Это, впрочем, и не удивительно, ведь работодатель в этом случае экономит средства на содержание рабочего места, аренду площади, оплату электроэнергии, канцтовары и т. п., а сотрудник, следовательно, доволен своей относительной свободой и отсутствием транспортных издержек. Однако, согласно тому же опросу, всё оказалось не так просто, по крайней мере, для самих удалёнщиков: начальство хоть и сознаёт преимущества их наличия в штате, но продвигать по службе их вряд ли будет.
Бухгалтер со сломанной ногой
За два прошедших года — когда большинство компаний испытывали влияние кризиса и страивались по возможности сократить любые расходы — число «удалёнщиков» в составе занятых россиян, казалось бы, должно было возрасти. Тем не менее по сравнению с предкризисным
Среди причин перехода на работу на удалении респонденты называли коммерческую выгоду, отсутствие необходимости для сотрудника постоянно пребывать в офисе и непредвиденные ситуации — такие как нахождение на больничном, беременность или травма. Один из участников опроса отметил, что в его компании изд ома работает «бухгалтер со сломанной ногой», другой считает, что «удалёнщиками» становятся «в основном декретницы и дизайнеры».
Кстати, дизайнеры, а также веб-разработчики и программисты возглавляют рейтинг специалистов, чаще всего работающих на удалении. Также роскошью устроить «кабинет в спальне» пользуются копирайтеры, системные администраторы и даже менеджеры по продажам. В целом, вне офиса обычно работают те, кто не должен регулярно и непосредственно общаться с начальством и коллегами; и, как ни парадоксально, именно этот фактор нередко становится причиной полного застоя в карьере.
Цена спокойствия
Мнение об эффективности работы «удалёнщиков» скорее положительное. Согласно опросу, 45% работодателей, имеющих в штате сотрудников на удалении, уверены, что те работают так же, как и работники в стенах офиса. 19% оценивают результаты их труда хуже «офисных», 8% — лучше. Один из респондентов даже указал, что «удалённые» работники — это «очень выгодные и трудоспособные, перспективные» люди; но в общем работодатели считают, что многое зависит от личности сотрудника, а место его нахождения не играет роли.
Читайте также | |
---|---|
Как перестать «работать на дядю». 10 секретов успешного фриланса | |
Фрилансеров заставят работать по договору | |
Фрилансерам выгоднее жить за рубежом? |
«Всё зависит от самого сотрудника и его руководителя. Если руководитель умеет управлять сотрудниками, работающими удалённо, а у сотрудника есть возможность работать дома, то качество не страдает», — уверен один из участников опроса. «Зависит от уровня (сознательности) сотрудника. Личностно зрелые сотрудники работают так же или даже лучше, имея удалённый доступ, и при этом благодарны работодателю за такую возможность. Незрелые сотрудники работают эффективно только под контролем», — считает другой. Ещё один респондент добавил, что «всё зависит от самодисциплины, мотивации, возможности организовать своё рабочее место и время». И, наконец, в числе других ответов прозвучало мнение, что лучше на удалении работают только программисты, а «остальные лоботрясничают».
Те, кто считает работу «удалёнщиков» более эффективной, сходятся на том, что дома работников никто не отвлекает. Они чувствуют себя комфортнее, могут лучше сконцентрироваться — и отсюда, следовательно, лучший результат. А вот те, кто «удалёнщикам», наоборот, не доверяет, считают, что те работают спустя рукава. По мнению одного из респондентов, их «трудно контролировать и не всегда качество их работы соответствует необходимому»; а, кроме того, «коллеги должны общаться и поддерживать дружеские отношения между собой».
Как бы там ни было, со всеми их достоинствами и недостатками, удалённые сотрудники практически не имеют шансов продвинуться по службе. Такое мнение высказали 72% работодателей, причём основная причина как раз в том, что «удалёнщики» «не общаются в коллективе, о них мало что известно». «Выбирая удалённую работу, работник отдает себе отчёт в том, что ему не нужно продвижение по службе. Карьеристы не упустят шанса быть в офисе», — отметил один из участников опроса. Впрочем, за прошедшие два года отношение к «удалёнщикам» лишь слегка, но изменилось к лучшему: в