281

iPhone против Facebook’а — кто кого? Новейшие тренды на рынке литературы

Дело здесь даже не в электронных книгах или пиратах, а в том, что свободное время можно занять массой других способов: от просмотра видео, прослушивания музыки и до главного тайм-киллера — всемирной паутины.

Кризис скорректировал потребительские предпочтения. Продажи книг стоимостью выше тысячи рублей упали более чем на 70%, заметно снизился спрос и на деловую литературу, меньше покупают учебников. В то же время читатели вынуждены выбирать и экономить, а издатели выпускают книги, следуя общемировым культурным трендам. Самым сложным сегментом рынка была и остается деловая и интеллектуальная литература. Этот сегмент известен маленькими тиражами и сложными продажами, но и здесь есть свои бестселлеры, которые продаются в 10-20 тысяч экземпляров.

Герой нашего времени

Начало 2010 г. было ознаменовано выходом книг про величайшего сериального доктора современности — доктора Грегори Хауса. «House m.d.» — один из самых популярных и нашумевших сериалов наших дней. Необычный герой — талантливый врач и полная скотина — в исполнении известного британского комика Хью Лори обеспечил фантастический, феноменальный успех сериалу.

Ну а тиражирование яркого и популярного образа во всех сферах — не новая и, более того, избитая стратегия. Бизнес предлагает публике ее любимого кумира в различных ипостасях — беспроигрышно, не так ли? Образ Хауса эксплуатировали все — от производителей значков и футболок до блогеров, писателей и издателей. Так, в первой половине года вышло целых три книги о популярном персонаже сериала: «Хаус и философия: Все врут» издательства «Юнайтед Пресс», «Загадка доктора Хауса — человека и сериала» издательства «Питер» и книга с лаконичным названием «Доктор Хаус» от издательства «Фантом-Пресс».

Приключения электроники

Apple, Стив Джобс, его детище iPhone и, наконец, один из самых ожидаемых продуктов телеком-рынка этого года — iPad. Интересно, сколько же книг на рынке эксплуатируют образ, созданный талантливым Джобсом? Первой вспоминается скандальная книга «iКона», продажи которой были запрещены во всех магазинах Apple.

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» пошло еще дальше, сначала выпустив книгу «iПрезентация», а следом уже готовятся к выходу еще два экземпляра iТемы — «iPad» и «iБлокнот». Самым же оригинальным в тиражировании приставки «i» стало издательство «Попурри» с книгой под названием «За кулисами Apple, iли Тайная жизнь Стива Джобса». Название книги само по себе уже напоминают о мыльной опере.

В обмусоливании этой темы также все очевидно: армия поклонников продукции Apple исчисляется миллионами людей по всему миру, так почему бы не удовлетворить их любознательность? Сложно в чем-то упрекнуть издателей, когда они хотят нести миссию просвещения масс.

Еще одним трендом года стала социальная сеть Facebook, показывающая отличные темпы роста в России.

— Сейчас главная страница Facebook является второй по посещаемости среди всех веб-страниц в мире, — пишет Владимир Харитонов, обозреватель «Частного корреспондента».

Подобный рост аудитории интернет-проекта не может обойтись без внимания бизнеса. Видимо, этим и обусловлено внимание издателей деловой литературы к теме работы в социальных сетях. В течение года вышли книги «Эра Facebook» издательства «Манн, Иванов и Фербер» и «Взрывная web-волна» издательства «Альпина Паблишерз». В ближайшее время в «Юнайтед Пресс» ожидается релиз — «Facebook: миллиардеры поневоле». Думаю, тема набирающей обороты социальной сети еще не раз побередит издательские умы.

Блог в обложке

Гарри Вайнерчук — малоизвестная в России персона — также «зацепил» издателей многочисленной армией его поклонников на западе. Микроблог Вайнерчука (@garyvee) насчитывает более восьми сотен последователей, а перевод его мегапопулярной книги «Crush it» ожидает нас уже этой осенью.

Интересно отметить, что используются не только общемировые тренды, но и суровая российская действительность. Так в начале лета 2010 г. в свет вышла книга успешного и яркого бизнесмена Олега Тинькова «Я такой как все». Не будем долго останавливаться на столь неоднозначном заголовке, а скажем, что тиражирование образа успешно продолжается. На сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер» мы можем видеть новинку рынка бизнес-книг — «Жизнь на полной мощности», на обложке которой красуется все тот же Олег Тиньков.

Как мы видим, многие из издателей выбрали для себя путь следования за многочисленной аудиторией поклонников той или иной популярной темы. В то время как деловая литература является отражением экономической отрасли в целом, а рынок у нас до сих пор в зачаточном состоянии, спрос на специализированную литературу низок. И уже сейчас становится ясно, что лучше продается массовый продукт. С учетом нынешних реалий выходит, что нет необходимости в анализе рыночной ситуации по каждой конкретной книге, достаточно выпустить книгу, отражающую своевременный тренд. Насколько выигрышной является подобная стратегия и когда придет срок хоронить бумажную книгу в принципе? Покажет время. И читатели, запросы которых порой идут вразрез с мнением представителей издательств, выпускающих для них продукт.

Смотрите также:

Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество