Что хотели власти
По новому закону, базовые ставки налога с 2010 года должны были увеличиться в 2 раза и составить:
Мощность двигателя, л.с.
|
Ставка по новому законопроекту, руб. с 1 л.с.
|
Действующая ставка налога, руб. с 1 л.с.
|
До 100
|
10
|
5
|
100-150
|
14
|
7
|
150-200
|
20
|
10
|
200-250
|
30
|
15
|
Более 250
|
60
|
30
|
В Минфине полагали, что благодаря этому региональные бюджеты пополнятся на 7,5 млрд. рублей в год (автором законопроекта выступило Правительство РФ).
Ставки транспортного налога не увеличивались с момента его введения в 2003 году. При этом регионы согласно новому законопроекту получали бы право увеличивать ставку налога не более чем в пять раз или уменьшать до 10 раз. Чтобы стимулировать обновление парка транспортных средств, местные власти могли бы устанавливать налог в зависимости от возраста автомобиля и его экологического класса.
Протест водителей
В тот же день, когда закон был принят в ГД, десять автомашин перекрыли МКАД в районе Братеево на десять минут в знак протеста против повышения налога, сообщало РИА «Новости» со ссылкой на Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов. При этом представители правоохранительных органов информацию о перекрытии МКАД опровергли и заявили, что акция была пресечена.
По словам председателя профсоюза водителей-профессионалов Александра Котова, это была предупредительная забастовка и, если закон о повышении транспортного налога вступит в силу, профсоюз предпримет дальнейшие шаги, плюс несколько существующих в стране профсоюзов, связанных с перевозками грузов, выступят тогда совместно.
Также автовладельцы сами готовы защищаться от новых поборов. Они регистрируют автомобили на льготников, готовы перерегистрировать свои машины в регионах с более низкой ставкой транспортного налога и даже занижать мощность автомобиля в документах с помощью сотрудников ГИБДД.
Затормозили вовремя!
Спустя ровно три дня пресс-служба «Единой России» распространила сообщение с мнением Б. Грызлова о том, что необходимо вернуться к прежней базовой ставке транспортного налога, уменьшив ее в два раза и оставив право ее изменения за регионами. Спикер Госдумы предложил единороссам из Совета Федерации проголосовать за возвращение соответствующего закона в Госдуму для доработки.
Уже после того, как стало известно, что единороссы дали «задний ход», Сергей Миронов заявил, что Совет Федерации намерен отклонить скандальный закон, что и было сделано уже 17 ноября. За принятие законопроекта проголосовали всего пять сенаторов.
Возражения против нового законопроекта представители палат Федерального Собрания высказывали не по собственной инициативе, а в результате решения, принятого (!) в администрации президента: ее глава Сергей Нарышкин, проведя по указанию Президента страны совещание, рекомендовал не принимать законопроект в предложенном виде, основываясь на мнении «автолюбителей, профессиональных водителей, общественных организаций».
Видимо власти вовремя поняли, что латать бюджетные дыры такими непопулярными в народе методами, как прямое увеличение налоговой повинности граждан, не с руки. Остаётся загадкой, как столь непродуманный законопроект вообще попал на голосование в нижнюю палату парламента и почему депутаты трижды проголосовали «за»…
Что дальше?
Для доработки отклоненного законопроекта предстоит сформировать согласительную комиссию из членов обеих палат парламента. Но уже известно, что в доработанном варианте повышения федеральной ставки налога не будет. Об этом, как передает «Интерфакс», заявил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. При этом основной спор, судя по всему, пойдёт именно вокруг возможности регионов повышать транспортный налог на местах. Сейчас они могут увеличивать базовую ставку не более чем в пять раз. Минфин же предлагает увеличить эту планку до десяти раз (тогда транспортный налог сможет быть повышен регионами до того же уровня, который допускала отклоненная редакция поправок). Депутаты же, по всей видимости, намерены настаивать на «народном» коэффициенте увеличения — меньше десяти, но больше пяти.
Уже сегодня, в четверг, комиссия должна прийти к единому решению, в пятницу Госдума примет новую редакцию закона, а Совет Федерации 25 ноября одобрит ее. Согласно Конституции, для вступления закона в силу после его принятия Федеральным Собранием он должен быть подписан Президентом.
Автолюбителям остаётся надеяться, что новых поправок, увеличивающих их фискальные повинности, законодатели на этот раз не выдумают.