«В этом отношении впечатляет, например, вал скандалов, в которые вдруг на ровном месте вляпался «Аэрофлот», -приводит пример Делягин. Люди, которые еще воспринимают вареную курицу как его «синюю птицу», помнят подогретые салфетки в эконом-классе на обычных рейсах SAS или сервис старой «Люфтганзы», с трудом привыкают к мысли о том, что это не самая худшая компания в мире. «Да и для меня самого стало неожиданностью, когда оказалось, что, выбирая рейсы по принципу "цена/качество/удобство", я в основном, как это ни странно, летаю «Аэрофлотом», - признается политолог. - В общем, «Аэрофлот» является примером российского сервиса: конечно, хочется, чтобы было лучше, но в целом приемлемо».
И вдруг – страницы прессы запестрели какими-то сомнительными обвинениями.
То «Аэрофлот» обвинили в том, что он принудил (!) заключить фиктивный брак бортпроводника-гея, пожелавшего создать в авиакомпании гей-профсоюз. Оставим в стороне саму странную идею защищать не профессиональные, а сексуальные права сотрудников. Не будем даже задаваться вопросом, что заставило несчастного бортпроводника жениться вместо того, чтобы просто перейти в более лояльную к его идеям авиакомпанию. Заметим только, никаких неудобств или, тем паче угроз безопасности пассажиров, нежелание компании заниматься сомнительными играми в «секс-революцию» не принесло. В конце концов, пассажирам на высоте 5 тысяч метров вряд ли покажется правильным просмотр травести-шоу вместо скучного, но более нужного в этот момент рассказа о надевании спасательного жилета.
То вдруг старательно раздувается история с иском от малоизвестной американской компании в Калифорнии, руководство которой обвинило местных представителей «Аэрофлота» в вымогательстве. «Через несколько месяцев после того, как они были обвинены в мошенничестве», - отмечает Делягин.
В вину «Аэрофлоту» умудрились вменить даже банкротство туроператора «Ланта-тур». Якобы банкротство – тоже дело рук коварного авиаперевозчика, вознамерившегося «зачистить» туристический рынок. Вопросом о том, зачем нужно было вредить компании, которая к моменту банкротства и так уже имела долги на много миллионов долларов и летала в долг, почему-то обвинители не задаются.
Зато у непредубежденного наблюдателя возникает вопрос: почему именно сегодня в адрес «Аэрофлота» зазвучали обвинения во всех грехах?
Потому что глава «Аэрофлота» Виталий Савельев пошел против политического тренда, убежден Делягин. «Весьма показательно, что все эти обвинения выдвигаются не «по горячим следам», а позже – как раз после того, как гендиректора «Аэрофлота» Савельева угораздило полностью и во всем поддержать Владимира Путина», - отмечает он. Причем, не просто поддержал, но и обозначил перспективы реализации предложений, изложенных нынешним премьером в его программной «экономической» статье в «Ведомостях», отмечает политолог. «Абсолютно поддерживаю идею ориентации на инновационное развитие российской экономики. Хочу отметить, что «Аэрофлот» активно участвует во внедрении инноваций», - заявил Савельев прессе на просьбу прокомментировать статью премьера.
Между тем, сегодня поддерживать «кандидата номер один» весомым персонам, не связываемым с ним молвой, считается немодным. А уж тем более, когда за спиной у главы «Аэрофлота», как считается, нет защиты от ключевых игроков российского политического истеблишмента, добавляет Делягин. В этой ситуации, по его мнению, кому-то может показаться полезным на примере «Аэрофлота» продемонстрировать колеблющимся, что поддерживать действующую власть чревато. «Ведь все названные скандалы начинались в разное время – а выстрелили практически одномоментно: после высказываний Савельева, выделивших его из толпы руководителей госкомпаний, которые если и не выступили против Путина прямо и однозначно, как лидеры либерального клана, вроде Чубайса и Кудрина, то, во всяком случае, воздержались от его слишком однозначной поддержки», - отмечает Делягин.
«Если гипотеза об изменении глобальных «понятий» в отношении Путина верна, рецепт спасения «Аэрофлота» от ближайших скандалов прост: господину Савельеву надо одеться попроще, нацепить белую ленточку и пойти – желательно под видеокамеру – 26 февраля «браться за руки, друзья» на Садовое кольцо, бороться за права человека и честные выборы», - иронизирует политолог. И желательно также приказом по «Аэрофлоту» выгнать на эту же акцию всех сотрудников. «Даже если уволят, можно рассчитывать на ореол мученика и крайне хорошую, хлебную должность потом, после «победы демократии». А не уволят – можно будет спокойно давить, кого захочется – хоть геев, хоть рабочих, хоть турагенства, хоть собственных пассажиров», - добавляет он.