На следующий день после ЧП, произошедшего на борту ледокола «Вайгач» у берегов Дудинки, трагедия произошла с другим российским кораблем. На этот раз с рыболовецким траулером «Спарта», который получил 40-сантиметровую пробоину во время лова клыкача в море Росса у берегов Антарктиды, столкнувшись с льдиной. В настоящее время часть экипажа вынуждена перебраться на спасательные плоты. Другая – борется за спасение судна, которое может уйти под воду. Об этом сообщил руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.
По его словам, «несмотря на заведенный изнутри пластырь и задействованную систему откачки воды, поступление воды в трюм остановить не удается. Капитан судна дал сигнал SOS».
Савельев уточнил, что на тонущем судне, приписанному к порту Петропавловска-Камчатского, находятся 32 человека, 14 из которых - россияне, 16 - индонезийцы. На борту также находятся два научных сотрудника – россиянин и украинец. Пока все члены экипажа живы и здоровы.
«Спарта» получила 40-сантиметровую пробоину на полтора метра ниже ватерлинии. Для того чтобы облегчить корабль и поднять пробоину выше уровня воды, экипаж сбросил в море весь груз, однако вода по-прежнему продолжает поступать в трюм. Крен судна составляет 13 градусов, но пока оно держится на плаву. На борту около 200 тонн топлива, его разлива нет, но такая опасность существует, если судно затонет, считают в Росрыболовстве.
В связи с ЧП капитан траулера Олег Старолат обратился за помощью к властям Новой Зеландии, чьи спасатели могут доставить на корабль дополнительные насосы для увеличения скорости откачивания воды.
Как говорят специалисты центра координации действий спасательных служб Новой Зеландии, если морякам удастся откачать воду из трюмов, то это облегчит судно и пробоина окажется выше ватерлинии, что позволит команде устранить повреждение. В настоящее время новозеландцы изучают возможности доставки таких насосов.
Новозеландское спасательное судно «San Aspiring», которое может передвигаться через льды, находится от «Спарты» в 870 километрах. Для того чтобы подойти к российскому кораблю, ему необходимо не менее четырех суток.
Сейчас терпящий бедствие траулер находится в восточной части моря Росса в более чем трех тысячах километрах от берегов Новой Зеландии. Температура в районе ЧП составляет три градуса выше ноля. Согласно снимкам из космоса, ледовое покрытие в районе происшествия составляет около 95%.
Сколько смогут продержаться российские моряки – неизвестно. Вся надежда у них только на новозеландцев. Находящееся поблизости от места трагедии норвежское судно пробиться к «Спарте» через льды не сумело. Американский самолет «Геркулес» с полярной станции «Мак-Мердо» также ничем не может помочь людям. Средств эвакуации на станции нет.
Траулер «Спарта» был построен на японской судоверфи еще в 1988 году. Его водоизмещение – 846 тонн, длина - 55 метров, район плавания неограниченный, автономность плавания - 50 суток. Сменив несколько владельцев, он попал в Россию, получив свое нынешнее название в 2010 году.