Затонувшее в начале июля в Куйбышевском водохранилище Волги судно постепенно извлекается из воды. Как заявили в оперативном штабе по подъему корабля, со дна была поднята носовая часть и корма затонувшего теплохода, который теперь полностью вышел из грунта.
Ожидается, что в ближайшие часы «Булгария» будет поднята из воды на один-полтора метра, после чего начнется ее герметизация. Затем, когда из плавсредства будет откачана вода, оно будет полностью поднято и отбуксировано в плавучий док, где специалисты определят причины крушения.
Генеральный директор ЗАО «Ремонтная база флота имени Куйбышева» Наиль Вахызов сообщил, что док уже полностью готов к приему судна. В нем имеются балластные отсеки, которые заполнятся водой, после этого произойдет погружение дока в воду. «Судно заводится туда полностью специальными тросами, крюками специальными, которые имеются в доке, устанавливается точно на свое место. Далее будет происходить откачка воды из танков дока, и он всплывет», - пояснил специалист.
В свою очередь, по словам водолазов, которые в первые дни после катастрофы круглосуточно работали - искали тела погибших и готовили теплоход к подъему, того, что им пришлось увидеть под водой, они еще никогда не наблюдали.
«С таким скоплением утонувших мы столкнулись в первый раз», - признался «Вестям» начальник управления первоочередных аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций МЧС Борис Котов.
Его коллега Максим Моховиков рассказывает, что из-за маленьких иллюминаторов люди не могли выбраться из своих кают. «Если на верхних палубах они большие, квадратные, их можно было разбить, можно было попытаться выбраться, то в трюмных помещениях люди были как в консервной банке».
Еще один водолаз Виктор Кублинский говорит, что много было найдено людей, одетых только в нижнее белье. «Возможно, они спали или занимались какими-то личными делами. Многие не успели вообще ничего сделать». По его словам, каких-либо повреждений или пробоин на судне обнаружено не было. Даже мебель осталась целой.
Напомним, что операция по подъему теплохода несколько раз переносилась. То ее началу мешала штормовая погода, то специалистам приходилось производить ранее не предусмотренные работы.
Подъем теплохода начался минувшим вечером, однако тогда судно на поверхность воды поднято так и не было. Как сообщал телеканал «Вести», работы велись крайне осторожно и медленно, так как теплоход был сильно заилен, и при малейшей неосторожности могли порваться металлические «полотенца» - четыре широких металлических ленты, заведенных под днище, на которых его поднимали.
Двухпалубный теплоход «Булгария», построенный в 1955 году, затонул днем 10 июля на обратном пути на Куйбышевском водохранилище в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. На борту находилось 208 человек (в том числе 40 детей): 147 путешествовали по турпутевкам, 26 туристов были не зарегистрированы, экипаж - 35 человек. 79 человек, бывших на теплоходе, удалось спасти, обнаружены тела 114 погибших. Еще 15 человек числятся пропавшими без вести, однако позднее МВД по Татарстану объявило, что из них шесть живы.
По факту случившегося возбужден ряд уголовных дел: о неоказании капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270 УК РФ), о нарушении правил эксплуатации (статья 263 УК РФ) и оказания туристических услуг (статья 238 УК РФ). Арестованы гендиректор ООО «АргоРечТур», субарендатор «Булгарии», 40-летняя Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра 62-летний Яков Ивашов, подписавший свидетельство о готовности судна к эксплуатации. Также задержан и капитан одного из двух судов, прошедших мимо «Булгарии» и не оказавших помощь тонущим людям с погрузившегося под воду теплохода.
Кроме того, как пишет сегодня «Коммерсант», возбуждено еще одно уголовное дело. На этот раз по факту злоупотребления полномочиями должностными лицами - владельцами «Булгарии» - ОАО «Судоходная компания Камское речное пароходство».