Примерное время чтения: 9 минут
10456

Решает свои проблемы за ваш счет. Признаки плохого психолога

«Хороший ли у меня психолог?» — этот вопрос периодически возникает у всех, кто ходит на терапию, ведь псевдоспециалистов в этой отрасли сегодня действительно очень много. Как их распознать, рассказывает психолог Анна Хныкина.

  • Признак № 1. Психолога на приеме больше, чем вас

Первый и самый главный признак, который указывает на то, что вы, вероятно, попали в руки непрофессионала, — когда психолога на приеме больше, чем вас самих. В нормальной ситуации должно быть ровно наоборот. Если говорить в процентном соотношении, то на специалиста приходится 10% времени, а на вас — оставшиеся 90%.

Хороший психолог говорит очень мало и так грамотно задает вопросы, что каждый из них подталкивает вас к развернутому ответу. Некоторые пациенты даже сами не замечают, как во время терапии начинают рассказывать больше, чем изначально хотели.

  • Признак № 2. Вы постоянно получаете советы и рекомендации

Хороший психолог не дает советов и рекомендаций, это не коуч, который вас подбадривают, помогает поставить конкретную цель и прийти к ней. Кстати, на самом деле многие хотят именно этого. Но если ваша задача — глубже понять и прочувствовать себя, получить внутренние изменения, конечно, лучше идти к психологу. А люди этой профессии, как я уже сказала, не то что не могут давать рекомендации, но даже не должны задавать вопросы из серии «Подумайте, что для вас будет лучше, это или то?» Все вопросы должны быть открытыми и побуждать вас раскрывать себя самого. Хороший психолог как бы идет за вами, но не ведёт вас за собой.

  • Признак № 3. Вы сталкиваетесь с агрессией на приеме

Любая потеря психологом нейтральности на приеме говорит о его непрофессионализме: никаких насмешек, криков, агрессии и т. д. Да, вы можете вместе посмеяться, например, над анекдотом, если он рассказан как иллюстрация какой-то ситуации. Но излишнюю эмоциональность специалист проявлять не должен, тем более если она связана с агрессией. Хотя некоторым клиентам кажется, что если, например, на них орут или их унижают, то это некая «проработка» и это нормально. Запомните раз и навсегда — подобное отношение недопустимо!

Также во время терапии не должно быть никакого нарушения дистанции — вы с психологом сидите друг напротив друга и не сближаетесь. Ситуация, в которой специалист вдруг оказывается рядом или, не дай Бог, берет вас за руку (якобы чтобы поддержать), — грубое нарушение с его стороны.

Плюс я бы проговорила еще один настораживающий момент, когда на приеме психолог во время вашей с ним беседы начинает ходить по кабинету. Это опять же признак непрофессионализма, поскольку таким образом человек оттягивает внимание на себя, а этого быть не должно.

  • Признак № 4. Психолог воспитывает вас

Пациенту позволено на приеме практически все: он может повышать голос, плакать, даже произносить бранные слова (разумеется, не в адрес терапевта). Главное, чтобы это не нарушало границ специалиста и не наносило физического ущерба ему самому или его имуществу.

Если психолог вдруг начинает делать вам замечания, например, по поводу того, что вы случайно сказали что-то матом, — это плохой признак. Правильнее с его стороны спросить: «Что это означает, откуда берется такая агрессия?» Лучше, когда в речи клиента есть спонтанность, поэтому он может говорить какими угодно словами. В любом случае, воспитательный процесс в терапию не входит.

  • Признак № 5. Вы знаете много личных деталей о психологе от него самого

Личная история психолога не должна фигурировать в ваших отношениях и работе. Про хороших специалистов клиенты не знают элементарных вещей: их семейное положение, наличие или отсутствие детей, где они живут, когда у них день рождения и т. д. Поэтому довольно странно, если данная информация каким-то образом всплывает во время приема.

  • Признак № 6. Психолог с радостью принимает подарки от вас и отвечает вам взаимностью

Психолог не имеет права брать подарки, даже если это букет цветов или что-то недорогое и чисто символическое. Нет, нет и еще раз нет. Такие презенты могут обязывать специалиста к чему-то, а этого быть не должно. Опять же важна нейтральность в отношениях с клиентом. Так что не расстраивайтесь, если вы придете с подарком к специалисту, а он его не возьмет. Это скорее говорит о том, что перед вами профессионал. Максимум, что может себе позволить настоящий хороший психолог, — оставить ваши цветы в кабинете. В любом случае в такой ситуации должен быть поднят вопрос о том, что вы хотите как-то дополнительно вложиться в контакт с терапевтом и, возможно, по вашим ощущениям недоплачиваете...

  • Признак № 7. Вам предлагают встретиться в неформальной обстановке

Если вы когда-нибудь услышите в свой адрес от психолога (искренне надеюсь, что такого не произойдет) «Давайте попьем кофе в неформальной обстановке или сходим в театр, кино и т. д.», прекращайте терапию. Это грубейшее нарушение. Не должно быть никаких личных пересечений.

Когда появляется обоюдное желание перейти из категории «психолог-клиент» в нечто большее, с этого момента терапия заканчивается! Но опять же возникает вопрос того, насколько корректно специалист поступает по отношению к пациенту, отказывая ему таким образом в психологической помощи, за которой тот пришел изначально.

  • Признак № 8. Психолог постоянно смотрит на часы

Психологи умеют подавлять или делать незаметно многие вещи: зевать, смотреть на часы и т. д. Единственный момент, когда можно открыто посмотреть на часы, — конец приема, например чтобы дать сигнал пациенту, что нужно заканчивать. Если же ваш психолог смотрит на часы через каждые десять минут — это странно и очень непрофессионально. Можете спросить его, почему он это делает.

  • Признак № 9. Психолог рассказывает о вашей личной истории в соцсетях

Все, чем вы делитесь с психологом на терапии, — это информация, которую он не имеете права кому-либо рассказывать. Ненормально, когда ваша история, вдруг появляется у него в соцсетях, даже если имена изменены! Подобное возможно только спустя десять лет после того, как случай был завершен. Увы, многие люди моей профессии про это даже не слышали.

  • Признак № 10. Психолог навязывает свое видение ситуации

На прием человек всегда приходит с какой-то проблемой, но обычно не с той, которая его реально сильно волнует. Задача грамотного психолога — в процессе работы помочь четче сформулировать свой запрос на терапию, который, в свою очередь, часто оказывается совсем не таким, как был в начале.

Допустим, вы пришли на консультацию, чтобы повысить уровень своего дохода. За этим может скрываться желание повысить профессиональную ценность или научиться способности удерживать деньги и т. д. Запросы про деньги, как показывает практика, всегда не про деньги. Важно понять, что психолог не может работать с тем, что вы как проблему не заявили! Бывает, что плохой специалист делает, как хочет он, и начинает вести вас и навязывать свое видение ситуации. А этого быть не должно.

  • Признак № 11. Вам плохо от терапии

Я думаю, все понимают, что работа с психологом — это труд. Но как бы вам ни было сложно, всегда должен быть виден «свет в конце тоннеля», т. е. из кабинета специалиста в большинстве случаев выходят с чувством облегчения. Даже если вы рыдали 50 минут, вам больно, но вы четко понимаете, во имя чего все это происходит. Жизнь есть жизнь, и на терапию люди приходят не для того, чтобы хвалиться и получать поддержку в виде «Ай-да Пушкин, ай-да молодец!» Но если каждую сессию вам только хуже и хуже — задумайтесь, не решает ли специалист в этом кабинете свои проблемы за ваш счёт.

Выбор психолога — это интуитивный момент, у каждого из нас есть внутренние ощущения, которые нужно слышать и на которые нужно опираться. Это в целом хороший способ не только для выбора специалиста, а для жизни в целом — всегда чувствовать с тем ты или нет, туда идешь или отклонился от курса, того психолога выбрал или не того, хорошо тебе или плохо. А вообще говорят: «Психолога выбрать — это как жену найти».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы