И это не кто иные, как дауншифтеры. Термин дауншифтинг известен многим автомобилистам. В переводе с английского означает буквально «сдвиг вниз» или переключение автомобиля на более низкую передачу. Но есть у этого слова и второе значение. Дауншифтинг – это «жизнь ради себя». Не ради увеличения благосостояния и достижения общепринятого нормального уровня жизни, не ради карьерного роста, а просто для себя.
Человеку надо мало…
Философия дауншифтинга не нова, вспомним тех же хиппи. Да и наши отечественные толстовцы, проповедовавшие опрощение в материальной и духовной жизни, во многом с дауншифтерами схожи. Так что можно сказать, что это новое – просто подзабытое старое.
Кому-то кажется, что дауншифтеры – люди, главная цель которых – бросить вызов обществу с его бесконечной гонкой за материальными благами. Но на самом деле это не так. Плыть против всеобщего течения, жить не для общества, но в первую очередь для себя – это личный сознательный выбор, не предполагающий всеобщую агитацию и яростную пропаганду. Как правило, дауншифтеры устраиваются на работы, не требующие присутствия в офисах, а часто вообще не работают и живут себе в приятной сельской местности или в далеких экзотических странах, питаются там экологически чистыми продуктами (в том числе и с собственных огородов), игнорируют современные лекарства (предпочитая всевозможные народные средства), думают о смысле жизни, занимаются творчеством и вообще наслаждаются свободой. Откуда же берутся средства к существованию у тех, кто не работает вовсе? Чаще всего, от сдачи внаем жилья. Понятно, что жизнь в крупном мегаполисе требует в разы больше средств, чем в затерянном индийском селении, да и потребности у дауншифтеров порою минимальные: чашка риса, велосипед, шезлонг. Ну и вид на океан, чтобы приятней философствовалось…
Кризис – время перемен
Подмечено, что число последователей дауншифтинга увеличивается, когда в стране наступает кризис. Оно и понятно. Та же конкуренция среди соискателей день ото дня сокращающихся рабочих мест усиливается, в гонке за выживание побеждает сильнейший. А, может быть, ну ее, эту гонку? Не поменять ли суету сует на спокойную размеренную жизнь?
Сразу же возникает масса встречных вопросов. А как же дети и их образование, как же старики-родители и их болезни? А дачи, собаки, абонементы в фитнес-клуб и планы на отпуск? Ответы могут быть самые разные, а иногда их вообще дать невозможно, потому и не устремляются все подряд на ниву дауншифтинга. Каждому – свое. Да и сами дауншифтеры – очень разные люди. Среди тех, кого можно было бы к ним причислить, назовем принца Сиддхартха Гаутаму (более известного под именем Будда), американского писателя, автора книги «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Торо, отечественного мультимиллионера Германа Стерлигова, собиравшегося баллотироваться в президенты нашей страны.
Стать дауншифтером – совсем не значит записаться в бездельники, ведь многие из них довольно успешно трудятся на удаленной работе или в собственном подсобном хозяйстве, но при этом они никогда «не ломают себя», сохраняя неизменную верность своему внутреннему ритму.
Да и в каждой стране у дауншифтинга свои особенности. Так, например, наиболее популярно это движение в США, Австралии и Англии. Причем в последней стране особенно заметен некий экологический акцент. Британские дауншифтеры просто переезжают из городов в деревни и стараются вести натуральное хозяйство. Они самостоятельно выращивают органические фрукты и овощи, строят дома из подручных материалов (в том числе и отходов), придумывают безобидные для природы технологии утилизации мусора. А вот американцы (да и россияне) чаще сдают квартиры и отправляются на постоянное место жительства в Индию или Таиланд.
На вопрос о том, чего больше в дауншифтинге – силы или слабости – нет однозначного ответа. Да и вряд ли в ближайшее время он появится. Здесь есть опасность зажить какой-то уж совсем «растительной жизнью», опроститься до дикаря. Но есть и возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал и подарить миру невиданные доселе шедевры.
Открыть себя для себя
Можно предположить, что большинство дауншифтеров – пенсионеры.
Карьерные амбиции удовлетворены, дети выращены, материальное благосостояние заложено… Однако все не так однозначно, во всяком случае в нашей российской действительности. Стать дауншифтерами людям старшего поколения мешает менталитет. Годами им внушали, что жить для себя – неправильно и эгоистично. А жить и работать следует на благо страны, не забывая при этом платить налоги. Ну а потом, когда после десятилетий интенсивной работы человек выходит на пенсию, главная его мысль – свести концы с концами или положить все оставшиеся силы на воспитание внуков. Так что в среде отечественных пенсионеров дауншифтеров немного. И в самом деле, такой крутой жизненный поворот – определенный стресс. Но успешно пережившие такой стресс говорят, что оно того стоит. Люди, став дауншифтерами, наслаждаются полной свободой, в том числе и от политики, в определенном смысле они «открывают себя» для себя, новый этап жизни преподносит им неожиданные перспективы и давно забытые радости…
Каждое новое поколение приходит в этот мир со своими ценностями, амбициями и устремлениями. Быть может, современная молодежь более чутко прислушивается к себе. Чем свободней чувствует себя человек, тем меньше боится прослыть «чудиком» и двигаться «против течения». Дауншифтинг – отнюдь не панацея и подходит далеко не всем. Да оно и к лучшему, иначе многие достижения цивилизации были бы отброшены и безнадежно забыты. Но в любом случае – здорово, что у каждого есть выбор. Это и делает нашу жизнь разнообразной и привлекательной.
Михаил Грушевский:
– Порой ты понимаешь, что зашел в своей жизни в тупик, и в таком случае дауншифтинг становится одним из способов разрешения этой проблемы. Человек может вынужденно переехать из Москвы в деревню, но не печалиться об этом, а искать плюсы в этой жизни.