3 февраля в школе № 263, угрожая ружьём, старшеклассник взял несколько человек в заложники. В момент захвата охраннику учебного заведения удалось с помощью тревожной кнопки вызвать наряд полиции. Когда полицейские вошли в школу, стрелок открыл стрельбу в их сторону, нейтрализовать молодого человека удалось спустя час.
Кажется, что вся эта история — обычный боевик, но, к сожалению, это случилось не в кино, а в реальной жизни. Почему дети берут в руки оружие? Об этом и многом другом мы поговорили с психологом Анной Хныкиной.
Наталья Кожина: Анна, раньше мы всё больше слышали о таких историях в США, получается, что волна агрессии дошла и до России?
Анна Хныкина: В США подобные ситуации связаны в большей степени с тем, что у них узаконено оружие. Если у нас сейчас раздать людям оружие, то Америка отдохнёт. Потому что наше общество сдерживают жёстким контролем. Если его ослабить, то будет действительно страшно.
И я не о психопатологии, а об уровне развития общества в целом, о том, что у нас разрешать оружие опасно и нельзя. О развитии общества в первую очередь всегда говорило отношение в нём к старикам и детям. В нашей стране оно не оставляет места для комментариев.
— Что может спровоцировать такое поведение?
— Часто такие люди — социопаты, т.е. у них плохие отношения с внешним миром. Для них он представляется настолько опасным, что они приобретают оружие и готовятся его применить, у них внутри развивается паника.
Кроме того, система образования сегодня очень сильно расходится с возможностями и потребностями людей, т.е. дети меняются, социум меняется, а система образования не меняется, всё очень не гибкое.
Экзаменационные требования не соответствуют учебному плану. У нас учат детей не знаниям, а как сдавать экзамен. В результате учителя паникуют, что школьники не смогут сдать экзамены, и эта паника передаётся детям, ученики не понимают, чего от них хотят. Подрастающему поколению сегодняшняя ситуация транслирует такую панику, что проще или самому убиться, или весь мир убить.
— Игры могут спровоцировать подобные действия?
— Есть дети склонные, которых можно таким образом спровоцировать, есть не склонные. Точно так же есть родители, которые контролируют поток и количество информации, и те, кто всё пускает на самотёк. В любом случае родительский контакт определяет всё. Могут и игрушки, может и агрессивная школьная среда спровоцировать. У нас не принято говорить о том, что на самом деле в школе происходит очень много насилия в классах между детьми. Учителям неудобно с этим разбираться, они не могут ничего сделать, и они закрывают на это глаза. Спросите любого школьника. Что касается игрушек, то они ускоряют мышление, возбуждают нервную систему, но довести человека до припадка очень тяжело с их помощью. Основная причина психозов не в игрушках или картинках, причина в обществе, в котором есть насилие.
— И всё же в этой ситуации можно как-то на ранних стадиях диагностировать нервное расстройство, которое может перерасти в неконтролируемую агрессию?
— В принципе у любого подростка психическое состояние из-за возраста очень неустойчивое, и это норма для детей. Это растущий организм, ломающаяся личность — всё это естественно. Любой подросток находится на грани психоза. Даже внешне спокойный ребенок может взорваться, ведь мы не знаем, что у него внутри. Что могут сделать родители — быть постоянно в контакте с ребёнком, чтобы знать, чтобы предвидеть какие-то поступки, нужно быть в очень хороших отношениях со своим чадом. А у подростков как раз свойство возраста заключается в том, что они хотят оторваться от родителей. Мамы и папы должны выстраивать отношения так, чтобы ребёнок знал, что он может обратиться к ним за помощью, что он будет защищён, что его услышат и поймут. Такие детские выхлопы часто происходят от страшного недоверия, неуверенности в себе и в своём будущем.