Младшая дочь тянется к взрослой жизни. В прямом смысле тянется — встает на каблуки, вместо очков надевает контактные линзы и куртку на три размера больше. Иногда босиком бежит за старшей сестрой: «Возьми с собой!» Хоть куда: в спортзал, на работу, на концерт, в бар на встречу с друзьями.
— В баре, — говорит, — я под стол спрячусь, никто меня и не заметит.
Старшая сестра спасается бегством — хвост в виде младшей сестры ей не нужен. Но Хвост не унимается. Старшая сестра и ее бойфренд планируют поездку в горы, а Хвост тут как тут: не дает прохода, просит взять с собой, обещает, что будет независимо от них ходить по горам.
Иногда меня это забавляет, иногда обидно за нее, говорю: «Будь гордой, не унижайся! У тебя свои подруги есть». Младшей дочери четырнадцать лет, а ее роль в семье все та же — хвост. Хвост очень доволен, когда его берут хотя бы в мало одухотворенные места типа магазина или кафе. И к моим друзьям сходить ей тоже счастье, хотя друзья лет на тридцать старше ее, но ей интересно их повидать, послушать.
Я даже иногда не пойму, зачем ей все это. А иногда понимаю. Наш Хвост любит и умеет учиться, а любая прогулка со старшими — это учеба. Вот про бойфренда, спасибо сестре, поняла. Бойфренд — это не фамилия, не статус — это человек. У сестры человек — не жлоб, не сноб. Хорошим человеком должен быть бойфренд, а иначе никакой это не друг. Надеюсь, у нее будет такой. Пусть учится.
Со мной младшая дочь любит ходить в университет. Будь ее воля, поменяла бы школьную жизнь на студенческую прямо завтра, но нельзя школу перепрыгнуть. Хвост с интересом слушает мои разговоры со студентами и с коллегами. Разговоры с последними ее иногда озадачивают.
Она спрашивает:
— Эта женщина — твоя лучшая подруга?
Отвечаю:
— Нет, совсем даже нет.
Хвост смотрит на меня подозрительно:
Я объясняю: «Разве „не с друзьями“ надо сквозь зубы разговаривать?! Да и нехорошо, когда у тебя на лице все чувства читаются, на работе лицо должно быть спокойным».
У младшей дочери на лице пока все, что она о вас думает, написано, и она не улыбается всем подряд — не в меня.
Недавно старшая дочь и ее друг решили показать нам огни большого города, любимые места. Мы ходили за ними как два хвоста, внимали. В центре города — особенная жизнь: люди радуются, как в кино, танцуют, поют, играют в кафе в скрабл, самые романтичные катаются в каретах, запряженных белыми лошадьми. И не одни молодые позволяют себе такое, люди разного возраста — от 16 до 100. Бездомные — тоже часть города, как без них. А им — без нас. Дали немного денег парню, у которого было потерянное лицо. Думала: может, он потерялся в жизни, потому что не было у него старших братьев, не за кем было бегать, пример не с кого брать? А может, как раз бегал, да пример был не тот. В общем, хвостом тоже надо быть умным и знать, к кому цепляться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции