Шестилетняя Полина не только читала-считала-писала, но и легко решала задачи из учебника по математике для пятого класса, вполне сносно изъяснялась по-английски, а всё свободное время проводила за роялем. Её отдали в школу в пять лет, причём сразу в третий класс. Но учёба у девочки не заладилась, а из школы Полина каждый день возвращалась в слезах — у малышки не сложились отношения не только с одноклассниками, но и с учительницей.
Не складывались и отношения Полины с родными. Она постоянно делала замечания родителям, поправляла бабушку и требовала отселить из её комнаты старшую сестру, которую иначе как тупицей не называла. В восемь лет девочка стояла на учёте у невропатолога, в десять — у психиатра, а в двенадцать — в детской комнате милиции. Связавшись с дворовой компанией, Полина стала настоящей бандиткой.
Педагоги специализированной российской школы-интерната для одарённых детей при МГУ, которую называют «заповедником юных гениев», основанной академиком Колмогоровым, считают, что работать с одарёнными детьми сложнее, чем с детьми из трудных семей.
— Одарённость имеет много побочных эффектов, — рассказывает Анатолий Часовских, нынешний директор школы-интерната им. Колмогорова. — Юные гении вспыльчивы, требовательны и нетерпеливы. Сверстники кажутся им скучными, учителя в обычных школах — недостаточно образованными. Они поправляют педагогов, делают замечания взрослым. Неудивительно, что директора школ просто умоляют родителей перевести своих детей на домашнее обучение.
Между тем отпускать вундеркиндов на «вольные хлеба» опасно.
— Отпущенные на свободу юные гении с энтузиазмом «засасывают» всё, что попадается им под руку, но сформировать своё мировоззрение из хаотично полученных знаний не в состоянии, -утверждает Анатолий Часовских. — Есть у вольницы ещё один минус. Вундеркинды обычно с трудом выстраивают отношения с окружающим миром, а добровольная изоляция ещё более усугубляет проблему.
Поводок для гения
Одаренный дети -настоящие заложники своего таланта. Об их рассеянности и забывчивости слагают легенды. Многие родители становятся «поводырями» своих талантливых детей. Неудивительно, что их дети, вырастая, сталкиваются со множеством проблем.
В среде специалистов помнят историю Игоря — мальчика выдающихся способностей из российской глубинки. В 14 лет он поступил в университет. В студенческое общежитие он поселился вместе с отцом -ребёнок не умел ни постирать носки, ни приготовить яичницу. Все пять лет учёбы папа «пас» Игоря. А после окончания университета Игорь поехал на стажировку за границу — туда папу уже не взяли. Мальчик погиб по нелепой случайности — на прогулке в горах сорвался с обрыва. Случайные свидетели трагедии говорят, что он просто шагнул в пропасть.
Пан или пропал
Некоторые родители предпочитают просто не замечать уникальных способностей своих детей, оставляя их в обычных школах.
— Недогрузить талантливого ребёнка гораздо более опасно, чем перегрузить его, — утверждает детский психолог Дина Костенко. — Талантливым детям необходима постоянная подпитка, пища для ума. Невостребованные гении часто начинают разрушать себя наркотиками и алкоголем.
К тому же, оставаясь в среде обычных сверстников, одарённый ребёнок может нажить… комплекс неполноценности.
— Ребёнок постоянно сравнивает себя со сверстниками и результаты сравнения часто расценивает не в свою пользу, — убеждена Дина Костенко. -«Я не такой, как все, значит, я хуже».
Лучше всего отдать ребёнка в специализированную школу, где он обретёт близкий по духу круг общения, а развитием его способностей займутся профессионалы.
Максим приехал в столичный интернат из глухой сибирской деревни. Чтобы увлечённый математикой мальчишка смог добраться до Москвы, бабушка, которая воспитывала его одна, продала… заготовленные на зиму дрова. Дома Максиму приходилось несладко — за любой заданный на уроке вопрос «не по теме» его выгоняли из класса, а на переменах одноклассники устраивали ему «тёмную» — «чтоб не выпендривался». В результате мальчишка был на шаг от невроза вздрагивал от любого обращённого к нему вопроса и кричал во сне.
А оказавшись в интернате, он не только стал «душой компании», но и одним из лучших учеников в классе.
Кстати, специалисты школы-интерната не согласны с мнением о том, что из вундеркиндов редко получается что-нибудь путное.
— Среди наших выпускников не только доктора наук, академики и члены-корреспонденты, но и владельцы банков, страховых фирм, топ-менеджеры известных компаний и крупные бизнесмены. Знания, полученные ими в одной сфере, помогли им реализоваться в другой области. Конечно, растить талантливых детей нелегко, но затраченные усилия никогда не пропадают даром.
В ближайшее время в России проблемой талантливой молодёжи должны заняться на государственном уровне. В рамках реализации национального проекта «Образование» был издан указ президента о поддержке талантливой молодёжи и установлены государственные премии в их поддержку.
— Реализация этого проекта позволит выявлять и поддерживать талантливую молодёжь на федеральном и региональном уровне с участием всего общества, — рассказывает Андрей Афиногенов, главный специалист Департамента образования города Москвы.