Основанная задача воспитания — это формирование у ребёнка правильных взглядов и убеждений, которые помогут ему стать гармоничной личностью, развитой и способной счастливо жить в обществе. Главную роль в воспитании детей играют родители, именно они должны выработать для себя подход к ребёнку и решить, как именно и чему его учить.
Существует множество уже разработанных и опробованных методик обучения и воспитания детей. У всех методик есть плюсы и минусы, есть свои нюансы и тонкости.
Макаренко
По теории Макаренко, воспитывает ребёнка всё — обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, даже незнакомых. То есть воспитание — это та среда, в которой растёт ребёнок. В трудах советского педагога говорится о принципах взаимного уважения как в семье, так и в других коллективах, о роли игры в жизни ребёнка, а также о том, что труд должен быть одним из самых основных элементов воспитания.
Критики и сторонники исключительно словесного и книжного воспитания назвали принцип приучения детей к труду «мозольной педагогикой».
Макаренко выступал за полную демократизацию воспитания и обучения и за создание нормального психологического климата в детской среде. Принцип детского управления Макаренко воплощал в жизнь, на собраниях его воспитанники могли свободно обсуждать и принимать решения по всем вопросам своей жизни, при этом голоса воспитанника и педагога были равны.
В этом суть идеи не только советской коллективизации, но и полной ответственности за свои решения и поступки, связанные не только с организацией своей жизни, но и с судьбой других людей. Кроме этого, Макаренко настаивал на дружеском общении детей и воспитателей.
Комментарий психолога
Анна Хныкина, руководитель психологического центра «СоДействие»:
– Времена возникновения этой системы — это Россия, двадцатые годы XX века. В это время была актуальна задача воспитания и борьба с беспризорниками.
Идея о том, что человека воспитывает среда (ещё пока не общество) взята из существовавшего и бывшего уже тогда модным психоанализа. Основное новшество именно Макаренко — трудотерапия, создававшаяся для детей-травматиков, умеющих выживать в трудных условиях самостоятельно, подчас — любой ценой.
Сильные стороны этой системы в том, что на фоне общей катастрофы она помогает выжить и собраться с духом: «Окружающая нас разруха — это не рухнувший мир, а возрождение». Эта система подходит для экстремального состояния общества, и в своё время она была очень актуальной и успешной.
Слабые стороны в том, что не учитывается наличие желаний у ребёнка, или они не признаются «хорошими», существуя отдельно от коллектива, ведь всё должно быть согласовано. Мы вместе делаем общее дело, поэтому всё надо согласовывать, и желательно хотеть того, чего и все. Похоже на армейский лозунг: не можешь — научим, не хочешь — заставим. Самостоятельного выбора не предполагается, что губительно сказывается на развитии личности, её творческой части.
«Воспитание красотой»
В одной из своих самых известных книг — «100 советов учителю» — Сухомлинский писал о том, что ребёнку должно хотеться учиться без насилия и принуждения.
Важную роль в процессе обучения и воспитания отводилась личности учителя и его умению построить совместную работу с обоими родителями.
Комментарий психолога
Анна Хныкина:
– Эта система возникла в до и послевоенные годы XX века. Актуальная задача воспитания — научить любить Личность. Причём не свою, не просто ближнего, а Взрослого. Актуален подход «Наша учительница — самая лучшая!». Фактически — подготовка к «культу личности» во взрослой жизни.
Сильные стороны — формирование любви к прекрасному, эстетическое воспитание, развитие творческого в человеке, учёт индивидуальных возможностей и способностей.
Слабые стороны в том, что это педагогика соблазна — личность учителя переоценена, учитель преподносится как «идеал значимого взрослого», работает под «эту музыку» с родителями, помогая им быть более правильно подходящими для своих детей — что может быть надуманнее? Но дети восторженны, все счастливы, вырастает зависимая и часто когнитивно запущенная личность.
Вальдорфское образование
Принцип «вальдорфско-штайнеровской педагогики» основывается на отрицании массовой специализации в школьном возрасте и принципе «неопережения» развития ребёнка. В таких школах отсутствуют оценки, а преподавание ведётся преимущественно без учебников.
Педагогика должна быть подчинена исключительно потребностям развития ребёнка и базируется не только на развитии интеллектуальных способностей, но и на эмоциональном взрослении.
Комментарий психолога
Анна Хныкина:
– Времена возникновения: 20–30 годы XX века, Германия. Актуальные задачи времени — остро нужно было что-то новое для воспитания нового поколения в фашисткой Германии, свободных и сильных людей со своим мнением.
Сильные стороны в воспитании духовности, формировании сплочённости в коллективе, семейственности, жизни без «гаджетов», творческом, упорядоченном когнитивном и эмоциональном развитии в гармонии.
Слабые стороны в том, что обычно эта форма образования дорога в финансовом отношении. Кроме этого, вся семья вовлечена в активный процесс обучения своего ребёнка, в то время как большинство современных психологических направлений развития всё-таки склонны считать школу некой зоной развития ребёнка как раз вне семьи, где он пробует свою самостоятельность и ответственность «на зубок» сам.
Ну и к минусам я бы отнесла основной посыл этих заведений, который звучит с неким перегибом: «Наша школа — самая лучшая!».
Система Монтессори
Главный постулат этой системы в убеждении, что каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя — помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.
Группы детей в таких школах объединяют по принципу семьи, где дети от 3-х до 12-ти лет занимаются вместе, при этом нет классно-урочной системы, а вместо школьных парт используются лёгкие переносные столики со стульчиками и коврики для занятий на полу.
Педагогика основывается на равноправных отношениях между взрослыми и детьми, а также на постулате: «Свободная работа ребёнка в специально подготовленной среде».
Комментарий психолога
Анна Хныкина:
– Времена возникновения: первая половина XX века, Европа, охваченная фашизмом. Актуальная задача воспитания — детям нужна свобода и не нужна агрессия.
Сильные стороны этой системы — это создание «среды», основная особенность которой в том, что её создают специально. Эта «среда» отвечает запросам и ожиданиям ребёнка. Всё, что бы ни происходило, берётся в работу. Рассыпалась крупа? Отлично, будем собирать, так как это развивает моторику. Дети растут в спонтанности и свободе, где нет границ.
Слабая сторона этого подхода — как раз в свободе, ребёнок может легко нарушить чужие границы, даже не заметив этого. Также невозможно постоять за свои интересы, если нет понимания, что их притесняют. Мало уделяется эмоциональной стороне развития, больше развивается когнитивная. В России трудно найти «правильную» школу Монтессори, всё больше адаптированных версий, причём адаптируют не всегда верно.
«Инструментальная» педагогика Дьюи
Минус этой системы в том, что призыв Дьюи строить обучение исходя только из интересов ребёнка приводил к отказу от систематического обучения, к снижению роли научных знаний в воспитании детей.
Комментарий психолога
Анна Хныкина:
– Времена возникновения: начало XX века. Актуальная задача — это развитие способности к адаптации личности, предпринимательства как способности к самообеспечению.
Сильные стороны в том, что идеи Дьюи очень соответствуют концепциям развития личности ребёнка, всё очень гармонично и без надрывов, упор делается на личный практический опыт ученика — только те знания, которые пригождаются на практике, могут быть полезными и нужными.
Слабые стороны в полном отказе от «общественной системы» в пользу «личной» и «личностной», который приводит к тому, что дети своевольничают, что является естественным свойством возраста в период 10–15 лет. В некоторых случаях авторитет учителя и ценность обучения падает настолько, что дальнейший процесс получения знаний становится невозможным.
Любая возникавшая новая система отвечала определённым задачам времени и ожиданиям общества. Но времена меняются.
Остаются непреложными и актуальными для школы и домашнего воспитания лишь так называемые «вечные» истины — любовь, добро, взаимодействие, необходимость получать знания и умение ими потом пользоваться.
Мы уже начинаем понимать, что любое оценивание — травматично, а полное отсутствие системы в обучении может просто это обучение загубить.
Мой совет родителям — помнить, что мы живём во времена, когда можно использовать всё одновременно, и не важно, как это называется. В психотерапии, например, нет «лучшего» метода, есть общая для всех структура клинических знаний и есть методы как способы решения задач.
Думаю, что важно проанализировать плюсы и минусы уже имеющегося опыта и, просто учитывая их, без перегибов и фанатизма подходить к детям, думая о них, любя и уважая в них «другого человека».