— Мама, можно я постираю? Я хочу тебе помочь!
Семилетняя дочь с вожделением смотрит на таз, в котором замочен наш нехитрый дачный скарб: одёжка, полотенчики. Только маленьким девочкам стирка может представляться невероятно интересным делом! Первая моя реакция, наверное, такая же, как у большинства мам: «Только повозится в воде, а отстирать не сможет». Но в ту же минуту я понимаю: не так страшно, если шорты и майки будут неидеально отстираны, важнее не спугнуть это желание помочь.
Бабушкам помогать труднее. С одной стороны, они жалеют внучку, с другой — так же трепетно, как к внучке, относятся к огороду. А Поля рвётся в бой на грядках. Приходится провести воспитательную беседу с бабушками. И вот они сначала нехотя, потом все увлечённее показывают внучке, как сажать, как пропалывать и поливать. И наконец, допускают к грядкам.
Главное теперь — спросить результат. Чтобы дочка не думала, что ей дали повозиться в тазике с водой или покопаться в земле, а именно поручили дело. И сделать это дело она должна хорошо, с полной ответственностью и обязательно до конца. То есть после стирки воду вылить, таз убрать, а бельё развесить. Сорняки сложить в компостную яму, лейку поставить на место.
— Давай я помогу! — предлагает дочь, видя, что я собираюсь ставить тесто. Отмахнуться намного проще: тогда дочь не просыплет муку, не бросит в миску целый брикет масла вместо половины. Правда, и привычки трудиться тогда не появится.
Мне кажется, я знаю, когда у ребёнка рождается лень. В тот момент, когда в ответ на его желание что-то сделать, родители категорично говорят: «Не надо, ты не сумеешь, не справишься, нам не нужна твоя помощь».