6 кило чистого золота
С 1930 года, когда состоялся первый чемпионат мира, и по 1946-й трофей назывался «Победой» («Victory»). К началу первого послевоенного чемпионата его переименовали в Кубок
Жюля Риме, оказав особую честь третьему президенту ФИФА, который родил и реализовал саму идею проведения турнира. С 1970 года и по сей день его именуют Кубком мира ФИФА.
В том самом 1970-м сборная Бразилии выиграла свой третий чемпионат мира, и приз уехал за океан на вечное хранение. Используя момент, ФИФА заказала новый дизайн чаши. Образ древнегреческой богини победы Ники (французский скульптор Абель Лафлер, высота 35 см, вес 3,8 кг, позолоченное серебро 925-й пробы плюс лазурит) заменили на композицию, изображающую две человеческие фигуры, которые держат на поднятых руках земной шар. Авторство кубка принадлежит итальянскому скульптору Сильвио Гаццаньи из 18-каратного золота 750-й пробы, при «росте» 36 см он весит 6,175 кг.
Названия стран-победителей гравируются в нижней части трофея. На сегодня их ровно 11, как игроков в футбольной команде. Рано или поздно место для новых гравировок закончится, и тогда, не исключено, на свет появится версия 3.0 главного приза мирового футбола. Впрочем, до 2038 года беспокоиться нет причин: как минимум на 7 записей площади хватит.
Трофей в сапоге
В 1938 году чемпионат мира выиграла сборная Италии, а следующие два турнира не состоялись: футбол и война - вещи несовместимые. Пока громыхала Вторая мировая, за сохранность «Победы» отвечала итальянская федерация футбола.
Легенда гласит, будто абвер (военная разведка нацистской Германии) планировал операцию по изъятию драгоценного артефакта и дружественный режим Муссолини не больно-то возражал.
Пришлось главе итальянского футбола Отторино Барасси совершать подвиг. Всю войну «Победа» провела в сапоге синьора Барасси, который пылился в коробке под кроватью синьора Барасси в доме синьора Барасси.
Правда, в 1958 году британский журналист Джо Койл заявил, что Кубок Жюля Риме ненастоящий - он якобы стал чуть выше, а постамент для богини Ники слегка изменил форму. Или фашисты, предположил Койл, успешно завершили операцию, или синьор Барасси что-то намутил.
Впрочем, ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию так никому и не удалось.
Слава Огурчику!
Накануне чемпионата мира 1966 года в Англии Кубок Жюля Риме выставлялся на всеобщее обозрение в знаменитом Westminster Central Hall. В воскресенье 20 марта полицейская смена получила выходной: выставка не работала. Зато работали воры - они проникли в зал через чёрный ход и похитили трофей.
На целую неделю мир футбола погрузился в хаос. Английская футбольная ассоциация, на которую пала тень всеобщего презрения, тайно заказала копию приза. Но в один из лондонских полицейских участков явился некто Дэвид Корбетт и принёс подозрительный свёрток, который облаяла в парке его собачка по кличке Пиклз (Огурчик)…
Что было в головах у людей, которые мастерски исполнили кражу, а потом бросили бесценное сокровище в кусты, - вопрос без ответа.
Против лома нет приёма
Бразилия, получившая трофей на вечное хранение в 1970 году, через 13 лет пережила и вселенский позор, и национальный траур в одном флаконе.
Народ там, конечно, лёгкий и беспечный. Но как можно прощёлкать святыню, ради которой убивались великие и неповторимые Пеле и Гарринча, Вава и Ривелино, Тостао и Диди?!
Кубок хранился в штаб-квартире Конфедерации футбола Бразилии в Рио, а по ночам его стерёг один-единственный сторож. 20 декабря 1983 года его, несчастного, связали, а трофея и след простыл.
Грабители буквально выломали его из стального шкафа с пуленепробиваемым стеклом. Оно, как оказалось, крепилось к стали с помощью деревянной рейки толщиной 2 см. Это надо же было такое удумать!
Четыре года спустя шайку вычислили и поймали, но оригинал Кубка Жюля Риме исчез безвозвратно: металл тупо переплавили в золотые слитки и продали. Теперь Бразилия вынуждена гордиться лишь копией.