Ест ли официант недоеденное?
Последний этаж дорогого торгового центра. Веранда, открывающая вид на Москву и, конечно, очень высокие цены: салат «Цезарь» — 800 руб., бефстроганов — 1000 руб. Чтобы такие цены оправдывались, ресторан выполняет все прихоти клиентов. «Если на тарелке, в которую положили только что приготовленное блюдо, есть хотя бы небольшая точечка (пылинка, соринка, волос или, не дай бог, таракан), угощение выбрасывается и из чека исключается, — учат нас, официантов. — Переложить в другую тарелку нельзя — внешний вид блюда испортится». При этом официантам полакомиться дорогим блюдом не дают. «Хочешь съесть — заплати по чеку со скидкой 20%», — огрызается управляющий Александр. Никто не платит — блюдо уходит в урну. Такая же история может произойти и с дорогим алкоголем. На бокале один небольшой отпечаток пальца, но при этом сам он только что пришёл из мойки — содержимое выливается. Пить никому не разрешается. В цены на блюда, естественно, уже заложены издержки на такие списания.
Кто платит за испорченное блюдо?
Ещё одной причиной, по которой дорогая, а главное, вкусная еда могла уходить прямиком на помойку, — официанты пробили не то блюдо, а повара уже успели его приготовить. Слышали когда-нибудь из уст гостьи ресторана: «Молодой человек, я же заказывала не этот салат!»? Официант тут же извиняется и пробивает нужное блюдо. Ошибочно приготовленное «висит» — его нужно «впарить» другому гостю, пока еда не заветрилась или не остыла. В таких случаях мы, конечно, говорим: «Сегодня особенно вкусное вот это, попробуйте обязательно!» Если продать не получается, официант должен его купить, даже если есть подобное не собирается.
Надо сказать, что списывается еда из-за того, что её не съели или даже не прикоснулись к ней, гораздо чаще, чем из-за истечения срока годности.
Раздают ли продукты нищим?
В Европе и Америке многие кафе и рестораны делают большие скидки на свою продукцию в последний час работы, а после закрытия заведения раздают оставшуюся еду бесплатно нищим. У нас не так. Несмотря на то что каждый день в ресторане килограммами выкидывается вполне хорошая еда, обездоленным её не отдают. При мне несколько раз к дверям подходил попрошайка, умоляя дать ему... яблоко. Они лежат в большой чаше на входе — взять его может любой желающий, в том числе сотрудник. Но нищему яблока никто не дал: за это официантов и охранников оштрафовали бы. «Вы должны сразу таких выгонять! Эти визиты моментально влияют на репутацию заведения! Кто потом к нам ходить будет?» — возмущалась менеджер Екатерина.
Даже хорошие куски хлеба здесь принято выбрасывать: если в хлебной корзине остаётся хороший, свежий, мягкий хлеб, он не кладётся обратно в общую хлебницу, его выбрасывают мойщицы вместе с другими остатками пищи. Гульнару М., мойщицу, уволили на моих глазах за то, что она сложила в салфетку и хотела унести домой 10 кусков белого хлеба.
А что в заведениях попроще?
После дорогого ресторана корреспонеднт «АиФ» устроилась на работу в сетевой суши-бар: демократичное место со средним чеком в 500 руб. «Мы не стесняемся забрать домой суши, роллы или пиццу, если к ним не прикоснулись клиенты, эти блюда всё равно списаны, платить за них не надо, — рассказывает официант Максим, проработавший здесь три года. — Отдельные блюда продаём по второму разу: например, суп или овощной салат. А вот недоеденные порции суши и роллов продать повторно нельзя: они быстро заветриваются, и это сразу же будет видно и клиенту, и контролёру, работающему в зале». Здесь не выбрасывают целые куски хлеба, а недоеденные кусочки маринованного имбиря впоследствии используют для приготовления роллов. Хотите быть уверены, что блюдо приготовили специально для вас, а не принесли заказ, не съеденный за соседним столиком? Попросите как-то изменить его. Например, не класть в роллы кунжут, принести суп без зелени, не заправлять салат. Тогда повара будут вынуждены готовить для вас свежее блюдо. Даже если имеется готовое и несъеденное.