Примерное время чтения: 7 минут
9031

Дым без огня. Зачем Украине закон «о военном положении»?

Сюжет Соблюдение режима прекращения огня на Украине
Пётр Порошенко.
Пётр Порошенко. РИА Новости

В четверг Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект, регламентирующий процедуры введения и отмены военного положения в стране. Информация об этом появилась на официальном сайте украинского парламента. С одной стороны, можно говорить о том, что не бывает «дыма без огня», но с другой — введение военного положения окончательно может разрушить все надежды на реализацию Минских соглашений.

Принятие законопроекта пока не означает собственно введение военного положения, но закладывает для этого правовые основы. Согласно пояснительной записке, целью разработки документа стала «актуализация законодательного регулирования правового режима военного положения с учётом особенностей современных вооружённых конфликтов и опыта проведения антитеррористической операции на востоке страны».

Согласно документу, военное положение может быть введено указом президента, утверждённым Верховной Радой. При этом оно может распространяться не на всю территорию страны, а лишь на отдельные районы, где главой государства будут создаваться «военные администрации» — временные государственные органы власти, функционирующие под надзором Киева. Реализовывать меры правового режима военного положения будет военное командование вместе с военными администрациями «самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти, Совета министров Автономной республики Крым, органов местного самоуправления» и т. д.

В принципе, документ в основном своём объёме содержит набор вполне очевидных и стандартных мер, которые могут быть предприняты суверенной страной в случае опасности. На время военного положения может быть введена обязательная трудовая повинность, инициировано принудительное отчуждение имущества «для нужд государства», запрещены митинги, демонстрации и все массовые мероприятия, «опасные» партии, а также установлен тотальный контроль над СМИ.

Отдельного внимания заслуживает пункт о правовом положении иностранных граждан. Для граждан стран «угрожающих нападением или осуществляющих агрессию против Украины» предусматривается интернирование (принудительное переселение, выселение). Если учесть, что ещё в январе Верховная Рада объявила Россию «страной-агрессором», то при введении военного положения все граждане России, проживающие на Украине, тут же могут быть депортированы. Разъяснения или даже оговорки относительно того, что положение будет распространяться не на всех россиян, а только на, например, военнослужащих или сотрудников силовых ведомств, в документе нет. Таким образом, за «агрессоров» сойдут врачи, учителя, научные сотрудники, школьники, туристы и вообще все россияне, которые просто могут приехать в гости к родственникам.

Полпред России при ОБСЕ Андрей Келин ранее уже заявил, что попытки выставить Россию в качестве агрессора нужны Киеву для получения западных денег и оружия.

Объективных оснований полагать, что в обозримом будущем действительно может быть введено военное положение на территории Украины, эксперты пока не видят. Такая риторика киевской власти вполне может оказаться очередным маркетинговым ходом, направленным на широкую аудиторию.

«Минские соглашения, как показывают опросы, в массе украинского общества не популярны, люди считают, что Донбасс должен быть «освобождён», должна быть восстановлена власть Киева. Эти настроения очень популярны, вокруг них идёт консолидация украинского общества. И, к сожалению, я не вижу перспективы мирного процесса, хоть многие российские эксперты надеются на это. Этот законопроект позволит опять мобилизовать общественное мнение, ещё раз показать, что Украина не сдаётся, что она будет перевооружать армию. Военное положение вводиться не будет, но правовые основы нужны для консолидации общества», — считает заместитель директора Института международных исследований, политолог Виктор Мизин.

Между тем заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн назвал принятие подобных законопроектов «бряцанием оружием». «Это психологическая атака, которая должна продемонстрировать в первую очередь России их готовность к самым решительным и жёстким шагам. Враг сегодня у них очевиден — это Россия. Но всё это производит не более сильное впечатление, чем психологическая атака немцев в художественном фильме «Александр Пархоменко». Это направлено на приведение нас в состояние какой-то нервозности, но сегодня это действие своей задачи не выполнит», — уверен депутат.

Объективно введение военного положения невыгодно самому Киеву. Во-первых, при таком развитии событий МВФ тут же заморозит все программы сотрудничества. Стоит напомнить, что помощь этой международной финансовой организации не предоставляется странам, на территории которых ведутся боевые действия, а о возможности дефолта Украины уже летом этого года говорят всё чаще.

«Украина получает финансирование от Запада. Одно дело — вкладывать деньги в страну, в которой ситуация не столь критична, другое дело — когда она критична настолько, что власти вводят военное положение. Сейчас украинская экономика держится на плаву только за счёт кредитов», — пояснил заместитель директора «Центра политических технологий», политолог Алексей Макаркин.

Во-вторых, введение военного положения требует разъяснений — в связи с чем? С кем собрались, простите, воевать? А так как на сегодняшний день единственной «горячей точкой» является только юго-восток самой Украины, то понятно — воевать собрались с собственным народом. Если же у власти не найдётся веских доводов в пользу такого шага, то и объяснить собственным избирателям необходимость изъятия частной собственности, домов, земли и автомобилей, обязательную трудовую повинность, беспричинные обыски и комендантский час будет сложно.

В-третьих, вызывает сомнение то, хватит ли у Украины сил в её нынешнем положении довести до конца ещё одну военную операцию. Опыт последних столкновений с ополченцами наглядно показал усталость и зачастую отсутствие элементарной координации действий в рядах ВСУ. Кроме того, за этим последует ответное выступление республик, в результате чего Украина может потерять дополнительные территории, которые пока ещё она контролирует.

«Я думаю, что сейчас, с одной стороны, украинским властям это (принятие законопроекта, — прим. ред.) надо на всякий случай, по-разному могут развиваться события на юго-востоке Украины, нельзя отметать и экстремальных сценариев. Второй момент связан с тем, что надо идти навстречу общественному мнению, которое сейчас носит достаточно радикальный характер: есть большое неприятие России, республик, потери Крыма», — сказал Макаркин.

При этом принятый законопроект можно поставить в один ряд с другими последними решениями Верховной Рады, такими как реабилитация ОУН-УПА (деятельность которой запрещена на территории РФ), решение о праздновании 9 мая и уход от формулировки «Великая Отечественная война», запрет коммунистической и советской символики и т. д.

«Это такой ряд решений, имеющий общий смысл — максимально подчеркнуть общую линию идентичности, максимально отгородиться от России, которая воспринимается как враг, как угроза, в связи с чем и принимаются законы о военном положении», — считает Макаркин.

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах