В конце прошлой недели, когда верстался этот номер «АиФ», небольшие столкновения на линии разграничения отмечались под Мариуполем, Донецком, в некоторых других местах. Накануне президент Украины отчитался: армия и нацгвардия «завершили операцию по плановому и организованному выводу части подразделений из Дебальцево». «Мы доказали, - уверял сограждан Пётр Порошенко, - что Дебальцево находилось под нашим контролем, никакого окружения не было, наши части и подразделения вышли планово и организованно с боевой техникой». По данным генштаба, потери за время боёв составили 22 человека убитыми и 150 ранеными.
Победа или поражение?
Однако выбравшиеся из котла украинские солдаты в интервью украинским и западным журналистам представили совершенно иную картину событий. Части 128-й бригады и другие подразделения посреди ночи получили приказ бросать всё, что не пригодится для прорыва. Под покровом темноты до 2 тыс. человек на грузовиках и бронетехнике двинулись на выход из окружения. Значительная часть подразделений попала под огонь и была разбита. Гарнизоны отдалённых блокпостов оказались и вовсе брошены.
По оценкам главы ДНР Александра Захарченко, всего Киев потерял в котле более 3 тыс. бойцов. Сохранить жизни могли бы больше солдат, согласись они на предложение ДНР выходить из котла без оружия. Свои потери с начала перемирия ополчение оценило в пять сотен человек. «О чём, чёрт побери, думал Порошенко?» - эмоционально прокомментировал ситуацию в «Нью-Йорк таймс» Сэмюэл Чэрэп из Международного института стратегических исследований.
И правда, зачем президент целых 5 дней «варил» своих солдат в котле, наличие которого в Киеве отказывались признать, а потом ещё и отдал приказ на самоубийственный прорыв? Украинскому лидеру, оказывается, нужно было поработать на публику. «Мы смогли продемонстрировать всему миру истинное лицо бандитов-сепаратистов, поддерживаемых Россией!» - заявил Порошенко, обвинив ополченцев в нарушении договорённостей о прекращении огня. Украину тут же поддержали в США: госсекретарь Джон Керри позвонил главе МИД Сергею Лаврову с требованием «остановить российские и сепаратистские нападения».
Отгораживаются от Донбасса?
Но главное - вслед за этим Порошенко потребовал от международного сообщества ввести на восток Украины, в том числе и на российско-украинскую границу, миротворцев ООН или полицейскую миссию стран Евросоюза. «Для этого нужно согласие двух сторон, - сказал «АиФ» Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования. - Но Киев пока вообще не признаёт Донецк и Луганск стороной конфликта. При этом в минских договорённостях уже есть пункт о том, что миротворческая миссия, мониторинг - задачи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)». Комментируя инициативу Киева, постпред России при ООН Виталий Чуркин заявил: «Надо разводить вооружение и не заниматься выдвижением новых инициатив... Это вызывает подозрение, что хотят развалить минские договорённости».
Может ли Киев пригласить чужие войска постоять на линии разграничения? «Может. Но это будут уже не миротворческие силы, а союзники Киева, - говорит Ищенко. - В этом случае логично предположить, что Донецк и Луганск смогут пригласить для обеспечения своей безопасности Россию». Не исключено, что примерно на такой вариант развития и сделан расчёт. Если на линии разграничения встанут чужие войска, президенту Украины будет проще объяснить гражданам, почему Донбасс после стольких жертв и победных заявлений - это «отрезанный ломоть». Это, мол, не поражение, а обстоятельства непреодолимой силы, а разорённые города и деревни пусть теперь восстанавливает и кормит Россия...
К слову, давние слухи о том, что в Киеве уже предлагали Кремлю как-нибудь аккуратно «забрать Донбасс», на прошлой неделе получили ещё одно подтверждение. Сославшись на повреждение газопровода, Украина вдруг отключила Донецку и Луганску газ. Снабжение было восстановлено, когда «Газпром» по поручению премьера Д. Медведева смог наладить экстренные поставки газа напрямую из России.