Оружие Победы: штурмовик Ил-2. Инфографика
Ил-2 является самым массовым боевым самолётом в мировой истории, за годы Великой Отечественной войны было выпущено более 36 тысяч единиц техники. Этот первый советский штурмовик с бронированным корпусом наши солдаты окрестили «летающим танком», неприятель же за неповоротливость называл его «цементным бомбардировщиком». Машина была очень живучей и была в состоянии вернуться на аэродром даже после серьёзных повреждений.
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий ВОВ. Смотрите в инфографике АиФ.ru, как выглядел легендарный штурмовик в разрезе.
От двухместного к одноместному и обратно
Ил-2 появился не по указке сверху, а по инициативе конструктора Сергея Ильюшина. В 1938 году, занимая должность начальника Главка авиационной промышленности, Ильюшин написал письмо Иосифу Сталину, в котором объяснял необходимость создания принципиально нового штурмовика, корпус которого будет целиком состоять из брони. Такая машина могла бы с меньшим уроном атаковать сверху наземные цели противника.
От подобной идеи к тому времени отказались в Великобритании, США и Германии, поскольку бронированный самолёт не мог обладать необходимой скоростью и маневренностью. Так что при создании Ил-2 советским конструкторам пришлось найти множество нестандартных решений. Главной технологической новинкой было изготовление обтекаемой бронекоробки из листов переменной толщины и двойной кривизны.
Впрочем, несмотря на все ухищрения, прототип не обладал заявленными техническими характеристиками. Тогда Ильюшин принял радикальное решение — сделать штурмовик одноместным, отказавшись от стрелка в хвостовой части. Это существенно сократило объём бронекорпуса, на освободившемся пространстве был установлен дополнительный топливный бак.
Серийное производство одноместных Ил-2 было налажено в феврале 1941 года. В первых же боях наша штурмовая авиация несла огромные боевые потери, поскольку никто не прикрывал пилота от атакующих истребителей сзади. Немцы целились в незащищённый топливный бак в хвосте самолёта, а также в самого лётчика. По этой причине руководство СССР потребовало от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным.
Установка кабины стрелка с пулемётом УБТ увеличила массу машины на 270 кг, в результате чего самолёт потерял в скорости примерно 20 км/ч. Впервые эта модификация была опробована в боях 30 октября 1942 года, после чего двухместный Ил-2 пошёл в серийное производство.
Обратная сторона массового производства
«Самолёты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб <…> Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов тчк Предупреждаю в последний раз» — телеграмму с таким текстом в конце 1941 года Сталин отправил директорам авиационных заводов. Вскоре после этого темпы производства самолётов резко выросли. Заводы начали выполнять приказ главнокомандующего с такой прытью, что Ил-2 стало очень и очень много. В результате их пришлось применять не по назначению. Штурмовики не только наносили удары по объектам в ближайшей глубине обороны противника, но и использовались в качестве истребителей, бомбардировщиков и даже торпедоносцев. Непрофильное применение Ил-2 сыграло с нашей авиацией злую шутку. За 1941–1945 годы СССР лишился 23,6 тысяч Илов, из них 12,4 тысячи составили боевые потери.