Введение во храм Пресвятой Богородицы: история и предание праздника
Введение во храм Пресвятой Богородицы: история и предание праздника
Введение во храм — один из двух посвященных Пресвятой Богородице в череде двенадцати праздников православного церковного года.
История праздника
Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм возник на основании Церковного предания. Согласно нему, когда Деве Марии исполнилось три года, её благочестивые родители, Иоаким и Анна, решили исполнить обет, который они дали ранее — отдать дочь на служение Богу: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь» (Протоевангелие Иакова, 4:3).
Это событие не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических текстов, таких как греческое Протоевангелие Иакова II века (7: 2–3) и латинское Евангелие Псевдо-Матфея IX столетия.
Родители Богородицы, святые и праведные Иоаким и Анна, привели дочь в Иерусалимский храм и поставили ее на первую ступень лестницы. Лестница имела пятнадцать больших ступеней по числу псалмов, которые священники пели при входе в храм. Маленькая Мария без посторонней помощи взошла на верхнюю ступень, где ее встретил первосвященник Захария, отец Иоанна Предтечи, и по данному ему откровению ввел ее в самое священное место в храме, «святая святых».
В «святая святых» имел право входить только первосвященник и лишь однажды в год (см.: Исх. 30: 10; Евр. 9: 7). Это свидетельствовало о том, что Марии предстояла исключительная роль в судьбе человечества. Она была избрана стать Матерью Сына Божия, который спасет от вечной погибели людей, ставших смертными в результате отпадения от Бога.
В Иерусалимском храме Мария воспитывалась вместе с другими благочестивыми девочками, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и молилась.
Праздник в православном богослужении
Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм приходится на начало Рождественского поста. В праздничную службу под Введение в храме начинают звучать рождественские песнопения, предвещающие радостную встречу с Младенцем Христом.
Вечером перед праздником служат всенощное бдение, может совершаться и полиелей.
Праздничное богослужение состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Служба практически не отличается от других Богородичных празднований — Рождества Богородицы и Успения.