Что такое «Мариино стояние»?
Читайте также: | |
---|---|
7 недель Великого поста. Памятка-инфографика |
Несмотря на то, что согласно церковному календарю, Мариино стояние совершается в четверг пятой седмицы Великого поста (в 2013 году – 18 апреля), на практике само богослужение (утреня) проходит в храмах вечером в среду, накануне (17 апреля в 2013 году).
История Марии Египетской
«Мариино стояние» посвящено подвигу преподобной Марии, которая, согласно преданию, была египетской грешницей, но смогла совладать со своими страстями и достичь святости. Её житие было описано святым Софронием Иерусалимским, а представил это житие вместе со своим каноном святой Андрей Критский, который был послан Иерусалимским патриархом Феодором на VI Вселенский Собор в 692 году н. э.
Свою историю Мария поведала святому старцу Зосиме во время своих скитаний по пустыне. Родилась Мария в Египте в середине V века н. э. В юном возрасте девочка покинула родительский дом и отправилась в Александрию, где, согласно преданию, вела греховную жизнь. Однако однажды Мария оказалась на корабле, перевозящем паломников в Иерусалим на праздник Воздвижения креста Господня. Сойдя на берег, девушка решила зайти вслед за остальными людьми в храм, но не смогла переступить порог. Осознав, насколько низко она пала, Мария начала молиться Пресвятой Богородице о том, чтобы ей было позволено войти и поклониться Кресту Христову. После этого Мария вновь ступила на порог храма, и после совершения молитвы её более ничего не удерживало. Мария с благодарностью поклонилась христианским святыням в храме и отправилась к святой реке Иордан, как велела ей Богородица во время молитвы.
Искупавшись в Иордане и причастившись в монастыре святого Иоанна Предтечи, располагавшемся на берегу, Мария перешла реку и отправилась в пустыню, чтобы обрести покаяние. Долгое время Мария мучилась воспоминаниями о своей грешной жизни, но спустя 17 лет мирские страсти отпустили её.
Согласно преданию, Мария попросила старца Зосиму, чтобы он на следующий год в Великий четверг принёс ей Святые Дары из монастыря и причастил её, но не переходил реку, а ждал на другом берегу. Так старец и поступил. Ожидая Марию в назначенное время, он увидел как та, подойдя в реке, перекрестила её и пошла по воде. В изумлении старец хотел броситься к ногам Марии, но она не позволила ему кланяться со Святыми Дарами в руках. Причастившись, Мария попросила монаха прийти к ней снова, но когда святой Зосима появился в пустыне ещё через год, обнаружил, что преподобная Мария умерла. Рядом с её телом на песке были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля». Случилось это 1 апреля 524 года н. э. Тело святой старец Зосима захоронил в песках, а вернувшись в монастырь, поведал другим монахам о бывшей подвижнице, долгое время жившей в пустыне. Предание о преподобной Марии передавалось из уст в уста, пока не было записано святым Софронием в VII веке н. э.
Память святой Марии, помимо четверга 5-й недели Великого поста, чтится также в воскресенье 5-й недели и 1 апреля (14 апреля по новому стилю).
Как происходит богослужение
Как уже было сказано, богослужение в приходах начинается вечером в среду (по православной традиции, утреня четверга приходится на вечер предыдущего дня) пятой седмицы Великого поста. Во время длительной службы, которая может длиться 5–7 часов, полностью читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского, который уже читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста, а также житие преподобной Марии Египетской.
Сам Великий канон состоит из 250 тропарей, великим он называется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. Напоминая, что пост – это время покаяния и очищения, весь канон преподобного Андрея направлен к тому, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов и к исправлению жизни.
В четверг пятой седмицы совершается Литургия Преждеосвящённых Даров, за которой можно причащаться, а также может совершаться невеликопостный колокольный звон («звон в красныя»), то есть колокольный звон средних по размеру («красных») колоколов.
Использованы материалы сайта «Православие и мир», сайта «Православие.ru», журнала «Фома».
Другие материалы о Великом Посте >>