Что такое электронные трудовые книжки и для чего они нужны?
В России могут ввести электронные трудовые книжки. Дату нововведения в Федеральной службе по труду и занятости не озвучили (проект еще только на стадии обсуждения и согласования). Как отметил глава ведомства Всеволод Вуколов, переход на электронные трудовые книжки будет носить добровольный характер.
Для чего они нужны?
Ранее глава Сбербанка Герман Греф заявил, что трудовые книжки в России в их нынешнем бумажном виде неудобны работодателям, самим гражданам и Пенсионному фонду. Он отметил, что на заполнение трудовых книжек «от руки» тратится слишком много времени и средств. Таким образом, если книжки будут электронными, это облегчит жизнь и работникам, и работодателям в том, что касается бумажной волокиты.
«Сейчас уходят «сотни тысяч экочасов на заполнение трудовой книжки, обязательно с синей ручкой, обязательно с синей печатью и обязательно от руки», — заявил Греф.
Введение электронных книжек в первую очередь направлено на защиту трудовых прав людей, работающих дистанционно или вахтовым методом. При этом утеря документа доставляет работнику лишние хлопоты.
«Ведение кадрового делопроизводства в электронном виде позволит защитить трудовые права граждан, в частности, вахтовиков и дистанционных работников, и значительно снизить издержки организаций на бумажную пересылку документов. Необходимо создать условия, при которых документооборот станет проще. Это особенно актуально для крупных компаний и должно носить добровольный характер», — приводит слова Всеволода Вуколова пресс-служба Роструда.
История вопроса
О возможной отмене трудовых книжек Министерство здравоохранения и социального развития РФ говорило еще в 2012 году. Документ предлагалось заменить трудовыми договорами за 10-летний период. По мнению экспертов, сейчас фактически единственное, для чего нужны трудовые книжки, — это для подтверждения должности на предыдущих местах работы (например, при новом трудоустройстве). Однако это можно подтвердить и иными способами — трудовым договором, рекомендательным письмом или, если их нет, непосредственным контактом с предыдущим работодателем. Кроме того, для начисления пенсий трудовая книжка уже не нужна.
«Раньше трудовая книжка обеспечивала оформление пенсионного дела. Теперь это заменяет персонифицированный учет в ПФР. Эту функцию трудовая книжка уже не выполняет полностью», — отмечали в Минздраве.
В 2016 году Минтруд с Рострудом приступил к проработке идеи заключения трудового договора уже в электронной форме: инициатива касалась применения электронного договора для оформления трудовых отношений с дистанционными работниками. В Минтруде считают, что электронный трудовой договор позволит сократить финансовые и временные затраты дистанционных работников и работодателей на заключение трудового договора, а также повысит уровень легальной занятости.