Начало карьеры
В истории российского балета действительно был целый период, который называют «эпохой Петипа», однако свое становление как балетмейстер и артист балета Мариус Петипа начинал не в нашей стране. В детстве Петипа не проявлял к этому виду искусства ни малейшего интереса, несмотря на то, что родился в семье артистов балета: отец - балетмейстер Жан-Антуан Петипа, мать – драматическая актриса, старший брат Мариуса также впоследствии стал известным танцовщиком.
А в 1830 году после начала второй Французской революции, интерес к балету и искусству вообще, был потерян и у публики – более года на территории Франции не работал ни один театр. Однако, чуть позже глава семейства открывает свой собственный театр, труппа которого состояла исключительно из членов семьи Петипа, а в возрасте 19 лет Мариус Петипа становится первым танцовщиком театра во французском Нанте и ставит свои первые балеты: «Права сеньора», «Маленькая цыганка» и «Свадьба в Нанте».
Потом жизнь молодого артиста идет в ритме, свойственным артистам этого жанра: гастроли вместе с отцом в Нью-Йорке, возвращение во Франции и новая работа в театре Бордо, Королевский театр в Мадриде и Санкт-Петербург. Принял приглашение от руководства Большого театра Санкт-Петербурга Мариус Петипа без замешательств и сомнений: он считал Россию единственной страной, где развитие балета идет в правильном направлении.
Переезд в Россию
Европейский балет к тому времени подвергался влиянию смелых экспериментов, балетмейстеры все чаще привносили в хореографию невообразимые движения, а танцовщики демонстрировали разнообразные трюки. Русский балет же по-прежнему во главу ставил грацию, пластику и красоту, а потому к своей работе в нашей стране Петипа приступил с большим энтузиазмом. И надо сказать, его ожидания оправдались.
Петербургская труппа тоже довольно благожелательно приняла нового танцовщика. Мариус Петипа не был гениальным танцовщиком, хорошее исполнение классических партий обуславливалось, скорее, постоянными тренировками и желанием самосовершенствоваться. Но вот характерные роли он исполнял великолепно – его потрясающие актерские способности отмечали многие его коллеги.
Хореограф Петипа
Однако, всемирную славу Мариусу Петипа принесла его работа в качестве балетмейстера в российских театрах – именно это сделало артиста в скором времени законодателем в мире балета. В первый же год работы Петипа ставит в Большом театре Санкт-Петербурга (на то время, один из крупнейших театров северной столицы, впоследствии был перестроен, теперь это здание Консерватории) большой балет в 2 действиях «Пахита», в котором выступает и в качестве танцовщика.
На премьеру приехал император Николай I – он был настолько впечатлен и спектаклем и артистизмом Петипа, что спустя несколько дней преподнес балетмейстеру драгоценный перстень.В 1870 году он начинает работу и в Мариинском театре – одном из лучших балетных театров мира, а в 1903 году его назначают главным балетмейстером петербургских театров.
Всего же Мариус Петипа успел поставить около 70 балетов в России, причем более половины из них – это оригинальные постановки. Практически все они имели оглушительный успех и большинство спектаклей не сходили с театральных афиш несколько десятков лет. Эту популярность сам балетмейстер объяснял подходом к постановке, он считал, что каждую постановку зритель должен воспринимать как «великолепное зрелище».
Именно Петипа с его страстью к артистизму и эмоциям и искренней любовью к традиционному русскому балету, удалось сочетать в своих постановках и то, и другое: виртуозность исполнения, образность, актерскую игру. К тому же, балетмейстер очень большое внимание уделял отбору артистов для тех или иных партий, тщательно проверял их возможности, дабы найти для каждого героя «своего» танцовщика. Россия действительно стала для величайшего балетмейстера второй Родиной, об этом он писал в заключительной части своих мемуаров. Русский балет же именно благодаря Мариусу Петипа стали называть лучшим балетом в мире.
«Век Петипа» - время блистательных балетов и ярких экспериментов – навсегда останется одним из самых значимых периодов не только в русском, но и в мировом балете.