В сентябре Малый театр открыл 269-й сезон, а в минувшие выходные отметил 200-летний юбилей.
Ошибки в датах нет. Больше полувека — с 1756 года, когда Императрица Елизавета Петровна повелела учредить при Московском университете профессиональный театр «для представления трагедий и комедий» — труппа старейшего российского театра показывала спектакли на различных площадках. Пока в 1824 году на Театральной площади не появилось знаменитое здание (Историческая сцена), возведенное по проекту Осипа Бове. Тогда текстильный фабрикант Василий Варгин отдал свой участок земли Дирекции императорских театров. Правда, первоначальное здание было чуть уже нынешнего — из-за Неглинного проезда. Расширил его в 1838-1840 гг. коллега Бове Константин Тон. Он же полностью изменил внутреннюю планировку.
Гоголь давал советы, Чехов дружил с актерами
Судьба здания не была легкой. Оно несколько раз горело. Но вновь и вновь возрождалось из пепла.
Поначалу на афишах название театра писали со строчной буквы — рядом-то стоял большой. Между зданиями, кстати, был прорыт подземный ход, так что артисты могли участвовать в спектаклях обоих театров. Однако довольно скоро Большой и Малый превратились в имена собственные. Теперь уже слово «театр» нет нужды произносить. Все и так поймут, о чем речь.
Судьба Малого богата и удивительна. Первое представление на Исторической сцене прошло 26 октября 1824 года. Спектакль «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря» князя А.А. Шаховского и балетмейстера Ш. Дидло предварялось увертюрой композитора А.Н. Верстовского.
При жизни Пушкина на этой сцене ставили «Руслана и Людмилу», «Цыгана», «Бахчисарайский фонтан». Именно здесь впервые полностью было показано грибоедовское «Горе от ума» — прежде цензура разрешала только отрывки. Гоголь давал советы, как следует играть его «Ревизора». Чехов дружил с актерами, приносил сюда свои произведения, но первое время Малый брался только за его водевили — «Медведь», «Юбилей», «Предложение».
Пьесы Островского — навсегда
«Своим» стал здесь Александр Островский, 40 пьес которого шли в Малом театре, в том числе любимые многими поколениями «Волки и овцы», «Последняя жертва», «Бешеные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты». Драматург бывал на репетициях, помогал актерам входить в образ, делился своими мыслями о той или иной постановке. Не случайно и памятник ему воздвигнут у входа в Малый. И пьесы его до сих пор идут здесь. В этом сезоне сцена на Большой Ордынке представила премьеру «Бесприданница».
В разные годы на сцену Малого театра выходили лучшие актеры страны — Борис Бабочкин, Михаил Жаров, Елена Гоголева, Вера Пашенная, Евгений Самойлов, Михаил Царев, Элина Быстрицкая. Последним из могикан был Юрий Соломин, посвятивший Малому всю жизнь, возглавлявший его 35 лет и покинувший этот мир в начале нынешнего года. К слову, в 1991-м, при Юрии Мефодьевиче, указом Президента РФ Малый театр как особо ценный объект национального наследия был признан достоянием народов России.
Сегодня в прославленной труппе — Ирина Муравьева, Людмила Полякова, Евгения Глушенко, Владимир Носик, Василий Бочкарев, Владимир Сафронов, Светлана Аманова, Игорь Петренко... Всего — более 100 артистов. Много молодежи. Некоторые, едва окончив Щепкинское училище, уже исполняют центральные роли.
В честь 200-летия Исторической сцены в Новом Щепкинском фойе театра открылась выставка «Юбилейная коллекция». Подготовлен документальный фильм «Мы — Малый театр», в съемках которого приняли участие актеры труппы.
А 30 ноября и 1 декабря на Исторической сцене Малого театра состоится показ спектакль «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», который ставит главный режиссер театра Алексей Дубровский. Пьеса написана Д. Ленским, который когда-то выходил на легендарную сцену. Заглавную роль будет играть Виктор Низовой. В постановке также заняты Андрей Чернышов, Александр Клюквин, Александр Вершинин, Валерий Афанасьев. Музыку написал Александр Чайковский.
«Будет жить Малый театр — будет жить наша культура»
«Этот дом через 200 лет стали называть храмом, — сказал в день юбилея Игорь Петренко, который был принят в труппу театра после училища, но потом ушел в кино и снова вернулся. — Наверное, все-таки благодаря людям, которые его наполняют, кто несет душу этого театра, кто несет его мысль. Для меня, артиста, который находится в середине творческого пути, большое счастье осязать, видеть, слышать, как работают коллеги, как партнерствуют они на сцене с разными поколениями... Все пропитано одной идеей. И на всех — одна душа. Когда слышишь, как работают наши мастера, как они владеют словом, чистейшей интонацией и чистотой мысли, понимаешь, что, может, у тебя что-то не получается еще, но какое же счастье для творческого человека находиться на этом пути... Пока жива душа театра и вера у людей, которые здесь служат, Малый театр будет жить. Значит, будет жить наша культура, наши традиции. И значит, есть надежда на счастье, на очищение. И на прощение. С богом! Всем нам вдохновения и счастья в нашем доме!»