Он ушёл после долгой болезни. Он так отчаянно боролся за жизнь, что мы почти поверили: он сможет победить и снова выйдет на сцену, чтобы спеть: «Ты меня на рассвете разбудишь...»
Но рак оказался сильнее человеческой воли. Он добил, догрыз измученный организм.
А он... Он не сдавался до последнего. «Коля очень хорошо переносил все курсы химиотерапии: он очень сильный человек физически, – рассказывала не так давно «АиФ» супруга Николая Петровича актриса Людмила Поргина. – Просто молодец! Силочки, конечно, поубавилось немного. Но всё равно Колька держится. После «химии» мы каждый раз едем на дачу, и Коля гуляет. Я ему читаю классику, он интересуется всеми новостями. Кока немножко похудел после химиотерапии. Мы тут же включили ему в рацион новое протеиновое питание, чтобы он прибавил в весе».
Караченцов был удивительным человеком. Один из немногих, которого любили все. Зрители – за фильмы «Старший сын», «Человек с бульвара Капуцинов», «Собака на сене», «Петербургские тайны». Дети его обожали за роль Урри в «Приключениях Электроника». Многие годы детвора бегала за ним с криками: «Урри, Урри! Где у него кнопка?» Театралы ходили в «Ленком», которому актёр отдал многие годы, чтобы ещё и ещё раз посмотреть фантастические спектакли с его участием – «Тиль», «Чешское фото», «Sorry». И конечно же, легендарную «Юнону и Авось» – рок-оперу Алексея Рыбникова по поэме Андрея Вознесенского в постановке Марка Захарова. Граф Резанов был любимой ролью Караченцова. В одном из интервью «АиФ» он так и сказал: «Случай в мою жизнь вмешивался не раз. Первый и счастливый – «Юнона и Авось». Не каждому актёру так повезёт. Многие мечтали о подобной роли».
А дальше произошёл случай несчастливый…
Это случилось 13 лет назад, в 2005 г. «В тот день умерла моя мама, – со слезами на глазах рассказывала в интервью «АиФ» Людмила Поргина. – Я вызвала милицию, катафалк, чтобы её забрать. Ночь. Я хотела позвонить Коле только назавтра утром: он приедет, и мы вместе закажем ей гроб, белые цветы – всё, как она просила».
Но кто-то всё-таки позвонил Караченцову сразу же. Он сорвался и поехал с дачи в город, чтобы поддержать свою Девоньку – так он называл супругу. Потом шептали, что в тот вечер актёр был нетрезв. Однако близкие возражали: пьяным он не был, если и выпил на мероприятии, на которое заехал в тот вечер, то лишь одну рюмку. Да и водитель он был замечательный.
Но с той дырой в асфальте, в которую попало колесо машины, не справился. На полной скорости машина влетела в столб. На следующий день, когда после морга Поргина поехала на это самое место, там дымилось чёрное пятно свежего асфальта – яму только заделали. Из-за неё погибло уже несколько человек. «Видно, Коле надо было так спасти других – ценой своего здоровья», – сказала тогда Людмила Андреевна «АиФ».
Он получил практически несовместимую с жизнью черепно-мозговую травму. Месяц комы. А когда вышел из неё, первое, что сделал, – выбил ногами спинку кровати в палате реанимации и заявил: «Я жив!»
Эпоха российского кино: лучшие роли Николая Караченцова
Николай Караченцов снимался в кинолентах всех жанров: драма, приключения, комедия, детективы, исторические, музыкальные, детские фильмы и т.д. В картинах все каскадерские трюки актер всегда исполнял сам, без дублеров.«Старший сын», 1975 год.
За 40 лет своей актёрской и музыкальной деятельности артист исполнил более 200 песен. Караченцов возглавляет плеяду поющих актёров — такого количества популярнейших хитов нет ни у одного из его коллег (кроме разве что Михаила Боярского). В кино актёр впервые запел в фильме «Собака на сене», благодаря Геннадию Гладкову.«Собака на сене», 1977 год.
Он исполнил песни ко многим кинофильмам и мультфильмам. Когда стал проводиться фестиваль актерской песни имени Андрея Миронова, Караченцов не только вошел в его жюри, но стал также исполнять песни для широкой аудитории.«Короли и капуста», 1978 год.
В 1996 году вышел полный компакт-диск с песнями в исполнении актера. В мае 2007 года прошла презентация 12-дисковой антологии песен из его репертуара.«Приключения Электроника», 1979 год.
Отец Пётр Яковлевич Караченцов много лет проработал в журнале «Огонёк» художником-графиком, заслуженный художник РСФСР (1967 год). Мать Янина Евгеньевна Бруна́к, балетмейстер-постановщик, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах.«Благочестивая Марта», 1980 год.
Николай Караченцов работал также на дублировании зарубежных фильмов, озвучивал на русском языке роли французского актера Жана Поля Бельмондо. Актер озвучивал и многие мультфильмы, такие как «Ловушка для Бамбра», «Пес в сапогах» и др. Николай Караченцов много работал на телевидении и радио.«Трест, который лопнул», 1982 год.
Голосом Николая Караченцова говорят многие герои мультфильмов, самые популярные из них — «Алиса в стране чудес», «Пёс в сапогах», «Кот Котофеевич», «Лиса Патрикеевна», «Каша из топора», «Ловушка для Бамбра» и другие. «Белые росы», 1983 год.
«Без риска немыслим поиск, а без поиска какое же искусство?» - эти слова в одном из своих ранних интервью Николай Караченцов произнес неспроста. Юбиляр считается человеком рисковым, он никогда не жалел себя, что в работе, что в жизни.«Батальоны просят огня», 1985 год.
Николай с юности держал себя в форме, и, помимо бальных танцев (его мать была профессиональным балетмейстером) занимался боксом. «Человек с бульвара Капуцинов», 1987 год.
Еще в 10-м классе Николай Караченцов начал заниматься в студии самодеятельности для школьников при Центральном детском театре. Там он сыграл свою первую роль в спектакле «Фигаро». Тогда же Николай решил стать актером. «Криминальный квартет», 1989 год.
В 1967 году Караченцов с отличием окончил Школу-студию МХАТ (руководитель курса — профессор Виктор Монюков). В числе десяти лучших выпускников был направлен по распределению в Московский театр имени Ленинского комсомола.«Петербургские тайны», 1994 год.
Николай Караченцов, играя в драмах, комедиях, детективах, исторических, музыкальных и детских фильмах ведущих режиссёров страны, создал незабываемые оригинальные образы: от простых парней, красавцев-любовников, офицеров, придворных и слуг, до графов и монархов«Цирк сгорел, и клоуны разбежались», 1998 год.
Караченцов играл в фильмах вместе с самыми знаменитыми артистами, это были: Ролан Быков, Валерий Золотухин, Михаил Боярский, Игорь Костолевский, Наталья Гундарева, Евгения Симонова, Татьяна Васильева, Елена Яковлева, Ольга Кабо, Дмитрий Харатьян, Ада Роговцева, Борис Щербаков, Леонид Куравлёв.«Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского», 1999 год.
Герою Караченцова присуща своеобразная, очень динамичная пластика, резкие и очень точные и ловкие движения. Наиболее характерный и плодотворный для Караченцова жанр — эксцентрическая музыкальная комедия. На протяжении без малого 40 лет Николай был неизменно любимцем театральной Москвы, а по кинофильмам его знал весь СССР.«Тайны дворцовых переворотов», 2000 год.
Караченцов признался, что больше всего жалеет только об одном – о ролях, которые ему так и не довелось сыграть в театре.«Шут Балакирев», 2002 год.
Эпоха российского кино: лучшие роли Николая Караченцова
Николай Караченцов снимался в кинолентах всех жанров: драма, приключения, комедия, детективы, исторические, музыкальные, детские фильмы и т.д. В картинах все каскадерские трюки актер всегда исполнял сам, без дублеров.«Старший сын», 1975 год.
За 40 лет своей актёрской и музыкальной деятельности артист исполнил более 200 песен. Караченцов возглавляет плеяду поющих актёров — такого количества популярнейших хитов нет ни у одного из его коллег (кроме разве что Михаила Боярского). В кино актёр впервые запел в фильме «Собака на сене», благодаря Геннадию Гладкову.«Собака на сене», 1977 год.
Он исполнил песни ко многим кинофильмам и мультфильмам. Когда стал проводиться фестиваль актерской песни имени Андрея Миронова, Караченцов не только вошел в его жюри, но стал также исполнять песни для широкой аудитории.«Короли и капуста», 1978 год.
В 1996 году вышел полный компакт-диск с песнями в исполнении актера. В мае 2007 года прошла презентация 12-дисковой антологии песен из его репертуара.«Приключения Электроника», 1979 год.
Отец Пётр Яковлевич Караченцов много лет проработал в журнале «Огонёк» художником-графиком, заслуженный художник РСФСР (1967 год). Мать Янина Евгеньевна Бруна́к, балетмейстер-постановщик, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах.«Благочестивая Марта», 1980 год.
Николай Караченцов работал также на дублировании зарубежных фильмов, озвучивал на русском языке роли французского актера Жана Поля Бельмондо. Актер озвучивал и многие мультфильмы, такие как «Ловушка для Бамбра», «Пес в сапогах» и др. Николай Караченцов много работал на телевидении и радио.«Трест, который лопнул», 1982 год.
Голосом Николая Караченцова говорят многие герои мультфильмов, самые популярные из них — «Алиса в стране чудес», «Пёс в сапогах», «Кот Котофеевич», «Лиса Патрикеевна», «Каша из топора», «Ловушка для Бамбра» и другие. «Белые росы», 1983 год.
«Без риска немыслим поиск, а без поиска какое же искусство?» - эти слова в одном из своих ранних интервью Николай Караченцов произнес неспроста. Юбиляр считается человеком рисковым, он никогда не жалел себя, что в работе, что в жизни.«Батальоны просят огня», 1985 год.
Николай с юности держал себя в форме, и, помимо бальных танцев (его мать была профессиональным балетмейстером) занимался боксом. «Человек с бульвара Капуцинов», 1987 год.
Еще в 10-м классе Николай Караченцов начал заниматься в студии самодеятельности для школьников при Центральном детском театре. Там он сыграл свою первую роль в спектакле «Фигаро». Тогда же Николай решил стать актером. «Криминальный квартет», 1989 год.
В 1967 году Караченцов с отличием окончил Школу-студию МХАТ (руководитель курса — профессор Виктор Монюков). В числе десяти лучших выпускников был направлен по распределению в Московский театр имени Ленинского комсомола.«Петербургские тайны», 1994 год.
Николай Караченцов, играя в драмах, комедиях, детективах, исторических, музыкальных и детских фильмах ведущих режиссёров страны, создал незабываемые оригинальные образы: от простых парней, красавцев-любовников, офицеров, придворных и слуг, до графов и монархов«Цирк сгорел, и клоуны разбежались», 1998 год.
Караченцов играл в фильмах вместе с самыми знаменитыми артистами, это были: Ролан Быков, Валерий Золотухин, Михаил Боярский, Игорь Костолевский, Наталья Гундарева, Евгения Симонова, Татьяна Васильева, Елена Яковлева, Ольга Кабо, Дмитрий Харатьян, Ада Роговцева, Борис Щербаков, Леонид Куравлёв.«Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского», 1999 год.
Герою Караченцова присуща своеобразная, очень динамичная пластика, резкие и очень точные и ловкие движения. Наиболее характерный и плодотворный для Караченцова жанр — эксцентрическая музыкальная комедия. На протяжении без малого 40 лет Николай был неизменно любимцем театральной Москвы, а по кинофильмам его знал весь СССР.«Тайны дворцовых переворотов», 2000 год.
Караченцов признался, что больше всего жалеет только об одном – о ролях, которые ему так и не довелось сыграть в театре.«Шут Балакирев», 2002 год.
Да, он выжил. Но возврат к полноценной жизни оказался полон страданий. Первая трепанация черепа, потом вторая – из-за образовавшейся гематомы. И снова вскрытие черепа – поставили пластину в голову, и ещё одна трепанация… В Институте мозга у Натальи Бехтеревой Караченцову надрезали сонную артерию, чтобы вливать через неё лекарства…
«Когда его увозили на очередную операцию, Коля просил меня: «Смотри мне в глаза, смотри мне в глаза!» – вспоминала позже супруга Николая Петровича. – Я в него переливала ту энергию, которая у него уходила. Говорила: «Я жду тебя. Я жду-у‑у тебя! Ты никуда не денешься! Ты понял?!»
Когда-то Николай Петрович в интервью нашему изданию признавался: «Для сна у меня запланировано только 4 часа в сутки. Я живу на бегу». Он действительно и жил, и играл, как говорят, на разрыв аорты. А уже после аварии, когда его жена беседовала с корреспондентом «АиФ», Караченцов написал нам записку: «Всё изменилось. Как это ни странно прозвучит, но трагедия взяла меня за шкирку, встряхнула, заставила задуматься. Я понял: КАЖДАЯ МИНУТА БЕСЦЕННА! Однажды мы с Людой гуляли по берегу реки. Я увидел закат и вдруг закричал: «Как же я раньше мог этого не видеть?! Какое счастье – Я ЖИВУ!!! У меня есть детки, внуки».
Девонька и Кока
Едва оправившись после череды операций, Караченцов принял решение: им нужно обвенчаться с супругой Людмилой Андреевной, матерью его сына Андрея. В храме стоял, шатаясь от слабости. Но был счастлив – теперь они с Девонькой и Там, на небе, будут вместе. Именно тогда Караченцов стал по-настоящему верующим – постоянно посещал храм, причащался. Через несколько лет после аварии корреспондент «АиФ» спросил легенду, где он черпал силы для борьбы. «Вот здесь, – показал он, прикладывая руку к сердцу. – Было несколько моментов, когда мне не хотелось больше жить и мучиться. Но священник сказал мне, что испытание даётся по силе…»
Поргина, по её признанию, в их союзе с Караченцовым всегда чувствовала себя слабой женщиной, у которой есть мощное плечо. Чуть что случалось – всегда звонила Коке и всегда слышала в ответ: «Девонька, я всё решу». Но, когда произошла эта трагедия, вдруг почувствовала в себе такую силу, о которой и не предполагала. «Для нашего сына Андрея Коля был всегда стеной, – признавалась Людмила Поргина «АиФ». – Поэтому, когда всё случилось, Андрюша просто рухнул. Не ожидал, что его отец – сильный, мужественный, мощный – может превратиться в беспомощного инвалида. Это был страшный момент в нашей жизни. Я сказала: все держимся друг за друга. Прижались друг к другу плечом и стоим до последнего, никого не можем потерять. И мы выстояли».
Очень помогали друзья – и деньгами, и вниманием, звали на свои премьеры. Знали, что Караченцов не мог без творчества, оно давало ему силы. А ещё он очень любил жить – любил путешествия, гостей, театры, прогулки. Любил хорошо, ярко одеться и жену просил носить яркую одежду, ярко краситься. Даже в онкологической больнице он каждый день просил Людмилу Андреевну почитать ему любимого Пушкина. А ещё каждый день признавался близким в любви.
Во время одного из интервью «АиФ» у них дома Караченцов написал записку: «Я не успевал раньше говорить Люде, что я её люблю. А сейчас считаю: всегда нужно признаваться близким в любви и молиться за них».
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.