Среди номинантов этого года — мировые звёзды: хореографы Лоран Илер, Юрий Посохов, Михаил Барышников, Джон Ноймайер, премьеры и примы Владислав Лантратов, Светлана Захарова, Аманда Гомес, Пабло Легаса и др. «АиФ» спросил у Юрия Григоровича о том, по-прежнему ли «в области балета мы впереди планеты всей»?
Ольга Шаблинская, «АиФ»: — Юрий Николаевич, чем, на ваш взгляд, в этом году отличается программа фестиваля?
Юрий Григорович: — Участием новых персон. Форма фестиваля в основных чертах не меняется четверть века: найти и предъявить балетному сообществу лучшую работу артиста и хореографа, композитора, художника, либреттиста за прошедший год. А наполнение этой формы каждый раз иное. Поскольку в искусство приходят новые имена, а признанные мастера эволюционируют, меняется их отношение ко времени, к музыке, танцевальному языку. Всё это выливается в новые сочинения. Всё это программа и фиксирует. В этом её новизна и смысл.
К тому же в этом году мы даём большое гала-представление, посвящённое 200-летию Мариуса Петипа. Мы посмотрим на нашего великого учителя глазами наших номинантов, как они его понимают и чувствуют.
— Мы всегда гордились тем, что русский балет — № 1 в мире. Так ли это сейчас?
— Продолжайте гордиться. Наш балетный цех достоин интереса — пришло новое поколение балерин и танцовщиков. Они держат высокий уровень профессии, хотят работать, и работы у них много. Самоотверженно работают наши балетные школы. Мы наблюдаем за ними постоянно на наших конкурсах «Русский балет», «Молодой балет мира», «Арабеск» и Московском международном. Номер 1 или не номер 1 — не этим измеряется эффективность балетного искусства. А, я бы сказал, насыщенностью творческой жизни, погружённостью в профессию.
— Сегодня Юрий Григорович — мэтр для молодых танцовщиков, можно сказать, легенда. А кто был учителем, авторитетом для вас?
— У меня были замечательные учителя и наставники: Владимир Пономарёв, Александр Ширяев, Алексей Писарев, Агриппина Ваганова и др. Ребёнком в конце 1930-х я пришёл к ним и начал заниматься. Их быт был прост: некоторые жили при школе, их комнаты находились под нашим репетиционным залом, и они всё время слышали над собой топот с потолка и шум. И он их радовал! Они не роптали, были лишены эгоистических амбиций, не делали громких заявлений и не предпринимали громких акций. Если искать определения их жизни, я бы сказал, что они существовали кротко. Их мало волновало, что происходит за пределами этих стен в Петрограде, потом — Ленинграде, и даже собственная судьба. Потому что здесь, на бывшей Театральной улице, была их судьба, и более нигде.
Счастливых знакомств в моей творческой жизни было много. Это одно из преимуществ моей профессии — работать рядом с великими людьми, разговаривать с ними, а бывало, и спорить, но чаще всего восхищаться ими. Галина Уланова, Марина Семёнова, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Игорь Стравинский, Фёдор Лопухов, Марк Шагал, Симон Вирсаладзе, наши балетные мастера из первой волны русской балетной эмиграции — всё это незабываемые встречи. Культурные мосты через время и расстояния.
И наш фестиваль «BENOIS DE LA DANSE» эти культурные мосты укрепляет — к нам приезжают замечательные люди из лучших театров мира.
Смотрите также:
- Балерина Светлана Захарова: «Беременность для меня была благостным периодом» →
- Юрий Григорович: жизнь запомнилась как нескончаемая работа, полная радости →
- Неумирающий лебедь русского балета. В память о Майе Плисецкой →