В последнее время в жизни танцовщицы произошли значительные перемены. Светлана вышла замуж за известного скрипача Вадима Репина, который на днях получил орден Почётного легиона. Молодая пара ждёт пополнения их творческого семейства.
«Буду бороться до победного конца!»
«АиФ»: - Когда мы встречались в Большом театре, в глазах Светланы Захаровой был блеск. А тут, в Думе… Как я предполагаю, чиновничья работа вам особого удовольствия не доставляет?
С.З.: - В Большом театре выходишь на сцену и отвечаешь только за себя, показываешь то, что наработала в зале. Творчество - моя стихия, я с 10 лет этим занимаюсь. А в Думе... Здесь, конечно, всё по-другому. На решение многих вопросов ты в одиночку просто не можешь повлиять. Мне приходит огромная почта - люди просят о помощи. Некоторые письма - частные, касающиеся одного человека. И я пытаюсь помочь ему. Но есть системные проблемы, за которыми стоит судьба десятков людей, а может быть, и состояние нашей культуры в целом сегодня и в будущем. Очень болезненная для меня ситуация - призыв в армию наших молодых танцоров. А недавно возникла ещё одна проблема, которую я не представляла даже в страшном сне! В России могут закрыться ВСЕ балетные и музыкальные училища. Министерство образования отказалось утвердить программу среднего профессионального образования, составленную учёными советами Московской государственной академии хореографии и Академии русского балета им. Вагановой в Санкт-Петербурге. Даже в Великую Отечественную войну эти знаменитые профессиональные учреждения не закрывались, а эвакуировались! Почему же теперь, в мирное время, чиновники пытаются уничтожить то, что создавалось столетиями?! Если дело так и пойдёт, скоро некому будет танцевать на сцене: нарушение целостной системы хореографического образования не только уничтожает школы, но и обрекает на гибель русский классический балет. В таких вопросах я не могу не идти до конца.
«АиФ»: - Но помимо Госдумы в вашей жизни есть ещё и Большой театр... Как там у вас обстоят дела?
С.З.: - Ну, как сказать… (Загадочно улыбается.) В данный момент нахожусь в декретном отпуске. Я всегда старалась скрывать личную жизнь и ещё никому не рассказывала об этом секрете. «АиФ» - первая газета, которой раскрываю тайну.
«АиФ»: - А кто отец будущего ребёнка? Он из творческой среды?
С.З.: - Этого я не скрываю. Отец моего ребёнка - скрипач Вадим Репин.
«АиФ»: - Два медведя в одной берлоге?..
С.З.: - Уживаются, уживаются! (Смеётся.)
«АиФ»: - Света, честно скажу: не ожидала такого шага от вас! Лауреат Госпремии, международное признание! Захарова была на таком взлёте, что…
С.З.: - …что всё время думала о ребёнке. Я мечтала последние годы о маленьком существе рядом. Мы с мужем ждали этого события. Никакого страха и отчаяния: «Вдруг что-то потеряю в карьере», - не было и нет. Я знаю: наверстаю, войду в форму, и всё дальше будет хорошо. В декабре должна была танцевать в «Гранд Опера» «Лебединое озеро». В «Ла Скала» - несколько спектаклей. В Национальном театре Токио. В Грецию каждый год приезжаю в конце лета - начале осени с сольными концертами… Я уже не говорю об интересных работах в Большом театре. Но решила отказаться от всего этого ради ребёнка. Откровенно скажу: когда только мечтала о малыше, представляла себе период беременности очень благостно, думала: «Господи, сколько же времени у меня будет! Я смогу ходить в музеи, театры, ездить на природу... Побывать там, там, много отдыхать...» А сейчас... Всё, всё вот так перечёркнуто. (Скрещивает руки крест-накрест.) Дня не хватает, чтобы разобраться со всеми делами. Видимо, у меня на роду написано работать-работать-работать! Хотя меня это устраивает. Иногда я задаю себе вопрос: «Если бы имела возможность начать всё сначала, как бы я прожила жизнь?»
«АиФ»: - И каков ответ?
С.З.: - Я поняла, что ничего не пожелала бы изменить! Хотела бы набить те же синяки, пройти те же падения и взлёты. Пусть моё детство закончилось в 10 лет, но теперь я считаю, что именно в этом возрасте ребёнок уже должен готовить себя к взрослой жизни, а не начинать лет в 15-16 думать, куда ему поступать после школы. Я занималась гимнастикой, танцами, плаванием, меня отдавали во все кружки, какие только можно было. Балет как искусство меня не очень волновал. Но сегодня благодарна маме, что она повезла меня поступать в хореографическую школу. Да, не скрою - было тяжело в интернате. Маленькая девочка плакала, скучала по дому. Но это стоило того, через это надо было пройти, чтобы многому научиться. Я поняла также, как в детском коллективе завоёвывать лидерство.
Наши танцовщики везде нужны
«АиФ»: - Есть мнение, что скоро принцев в Большом театре некому будет танцевать - нет смены поколений...
С.З.: - Во-первых, был период, когда наши великие педагоги уезжали за рубеж, чтобы не существовать в нищенском положении, которого они не заслуживают. И, естественно, они находили там работу. Во-вторых, родители сегодня не хотят отдавать детей в хореографические школы. Сейчас главное в мире - деньги. Конечно, мамы и папы думают: «Сколько мой ребёнок будет получать? Зачем же ему тогда эта адски трудная, каторжная работа на сцене? Лучше он будет сидеть в чистом офисе, ходить в костюме».
«АиФ»: - Майя Плисецкая, Галина Уланова - многие знаменитые балерины советского периода рассказывали в своих книгах, что во имя профессии делали аборты... А сегодня в Большом танцовщицы то одна, то другая уходят в декрет...
С.З.: - И тогда, и сейчас каждая балерина делала и делает свой собственный выбор. С другой стороны, в советское время творчество играло большую роль. В те времена, когда в театре балеты ставил Григорович, выходили шедевр за шедевром. Наверное, это тоже был стимул, и танцовщики ни о чём другом не думали, кроме своей работы, никакой другой жизни вокруг не замечали... Сейчас всё иначе. Если в театре ты в простое, берёшь свои вещи и едешь - пусть в менее престижный театр, зато там ты можешь себя реализовать. Многие солисты среднего уровня действуют именно так. Европа сейчас густо населена нашими артистами. И в Америке тоже нет такой базы, школы, выучки, как в России. Поэтому российские танцовщики везде нужны. Иногда думаю: «Слава богу, что я рождена именно в это время». С другой стороны... Жалею, конечно, что сейчас практически нет таких российских хореографов, которые что-то делали бы для страны… Из русских мастеров я, наверное, могу назвать только Алексея Ратманского и Бориса Эйфмана. Они могут представлять Россию. Больше никто... Всё, что я делала нового в балете, - это всё были мои личные поиски. Мне говорили: «Ты танцуешь весь репертуар в Большом! Зачем тебе ещё что-то?» Но мне интересно - ведь впереди ещё столько неизведанного!
Досье
Светлана ЗАХАРОВА родилась в 1979 г. в г. Луцке. Окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. В 1996 г. принята в Мариинский театр. В 2003 г. перешла в Большой. Обладательница двух «Золотых масок», лауреат Госпремии РФ, народная артистка России.