aif.ru counter
1804

Юрий Башмет: «Я сам себе прокурор»

Знаменитый альтист – о том, какие времена проживает русская исполнительская школа.

«Я почти всегда в своих записях нахожу что-то, что можно было бы ещё лучше сделать», – говорит Башмет.
«Я почти всегда в своих записях нахожу что-то, что можно было бы ещё лучше сделать», – говорит Башмет. © / Валерий Христофоров / АиФ

30 октября в Москве открывается Фестиваль имени выдающегося скрипача Юлиана Ситковецкого, в рамках которого выступят прославленные представители скрипичной школы. Маэстро Юрий Башмет, один из участников фестиваля, ответил на вопросы «АиФ».

«Растили, развивали, помогали»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Юрий Абрамович, многие театральные мэтры говорят о том, что у нынешней творческой молодёжи «доллары в глазах». А по-вашему, чем нынешнее молодое поколение отличается от молодёжи вашего времени?

Юрий Башмет: Мне кажется, что по сути – ничем. Те, которые хотят чего-то добиться в жизни, стараются много работать и заниматься. Говорю о тех, для кого музыка – будущая профессия. А так молодёжь, как и мы все, разная.

– Конечно, я вас спрашиваю именно про молодых музыкантов. Мы всегда гордились нашим исполнительским искусством. Какие времена переживает российская музыкальная школа сейчас?

– Непростые. Но знаете, я всё равно смотрю с оптимизмом в наше будущее и в будущее самого понятия «русская исполнительская школа». Но мой оптимизм, он не абстрактный. Система, которая приносила славу нашей стране на протяжении многих-многих лет, базировалась на выявлении наиболее одарённых ребят непосредственно в тех местах, где они живут – в глубинке, а потом уже их растили, развивали, помогали. Именно этим занимаюсь и я на протяжении уже многих лет. И вижу, что результаты есть. Это доставляет мне огромное удовольствие.

Я очень много езжу по стране и почти везде стараюсь послушать молодых музыкантов. Только за эту весну мы провели прослушивания во Всероссийский юношеский симфонический оркестр в 16 российских регионах. Мы сами приезжаем к ребятам, потому что далеко не все они могут купить билеты в Москву. Послушали больше 650 детей. И нашли новые таланты. Проект региональных образовательных центров мы придумали больше 5 лет тому назад. А с этого года благодаря поддержке Фонда президентских грантов он работает уже в 12 российских регионах.

Обмен энергией

– Вы – «зачинщик» и участ­ник многих фестивалей. Но один из них, который откроется в конце октября, вы выделяете особо. Чем он отличается от всех остальных?

– Прежде всего тем, что этот фестиваль носит имя великого русского скрипача Юлиана Ситковецкого. И основное внимание в этом году будет посвящено именно солистам-скрипачам. Поэтому мы пригласили для участия в нём таких замечательных мастеров, как Арабелла Штайнбахер, Массимо Кварта, Клара Джуми Кан, молодую российскую скрипачку Валерию Абрамову. Особым событием станет приезд камерного оркестра «Солисты Венеции». Я знаю этот коллектив ещё со времён своей молодости благодаря их замечательным записям Вивальди, Россини и других итальянских композиторов. Потом уже мне посчастливилось с ними неоднократно выступать. Последний раз, буквально несколько месяцев назад, в июне, на моём фестивале в Италии в Просекко у нас был совместный концерт с их участием и с участием камерного ансамбля «Солисты Москвы».

– Башмет – признанная звезда в мире классики. А с каким настроением вы сами слушаете свои записи? Вы себе прокурор или адвокат?

– Если честно, то больше, конечно, прокурор. Я почти всегда в своих записях нахожу что-то, что можно было бы сделать ещё лучше.

– Ваш график даже читать сложно, не то что жить по нему: бесконечные перелёты, гастроли, преподавательская деятельность… А где черпаете силы? Сон? Природа?

– Вы удивитесь, но для меня единственная реальная возможность восстановить силы и находить стимулы – это выход на сцену, концерт, зрители, выступления. И невероятно важный момент – обмен энергией, эмоциями между музыкантом и залом. Хороший концерт приносит одновременно и усталость, и силы дополнительные, которые дают возможность работать дальше.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. nikolay ivakin
    |
    15:47
    28.10.2018
    0
    +
    -
    В советское время все гениальные произведения великих западных композиторов (арии, романсы, народные песни др.) на всех сценах исполнялись на русском языке, были прекрасные переводы. Рост любителей классической музыки росло. Сейчас, русский оперный певец под прекрасную музыку поет какую то абракадабру. Почему не вернуться к советскому опыту, если хотим сделать пользу народу? Вот чем бы заняться Юрию Башмету вместе с Мединским.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что сегодня известно о состоянии Михаэля Шумахера?
  2. Что такое «Культурный норматив школьника»?
  3. Могут ли лишить прав за обгон в разрешенном месте?


Самое интересное в регионах
Роскачество