Возможно, потому, что родилась писательница и художница Туве Марика в известной творческой семье. А художники, как известно, люди, не терпящие рамок обыденности. Даже если это художники, живущие в холодных краях.
Её мать Сигне Хаммарштен-Янссон — художница, принадлежавшая к древнему шведскому роду Хаммарштенов, среди которых много знаменитостей. В 1924 году Сигне стала художником Банка Финляндии. Сначала разрабатывала внешний вид банкнот и облигаций. Позже, с 1929 по 1962 год, рисовала сюжеты для почтовых марок, создав их более 200. Среди них первая авиапочтовая марка Финляндии и посвящённые 700-летию города Турку, писательнице Минне Кант, графу Роберту Ивановичу Ребиндеру (фин. Robert Henrik Rehbinder) — статс-секретарю по делам великого княжества Финляндского, почётному члену Петербургской академии наук и др.
Отец Туве, скульптор Виктор Бернхард «Фаффан» Янссон, был одним из самых значимых финских деятелей искусства, произведения которого лицезреют тысячи нынешних финнов и туристов — фигуры русалок ряда фонтанов липового парка Эспланады в историческом центре Хельсинки, Статуя Свободы в городе Тампере на юге Финляндии.
По признанию Туве Янссон, именно отец оказал на неё огромное влияние, научил мыслить творчески, фантазировать, а потом воплощать свои фантазии на бумаге или холсте.
В 15 лет Туве отправляется на учёбу в Швецию в Колледж искусств, хотя, надо сказать, к тому моменту она была уже известным иллюстратором, несмотря на возраст. С 10 лет она выполняла иллюстрации для популярного детского журнала у себя на родине, главным редактором которого была прительница отца и матери Туве. Позже Янссон проходила стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии.
И тем не менее мировую славу Янссон получила благодаря серии книг муми-троллях, расходившихся многомиллионными тиражами по всему миру. Например, «Шляпа волшебника» была переведена на 34 языка, включая японский, тайский и фарси. Герои Туве Янссон — упитанные существа белого цвета. Живут потомки троллей, напоминающие своей «комплекцией» маленьких бегемотов, в идиллической Муми-долине. Зимой там много снега, но образующая долину река не замерзает. Долина ограничена морем с одной стороны и Одинокими горами — с другой. Муми-тролли отличаются добротой и гостеприимством, любовью к своему дому, хотя нравятся им и путешествия.
Есть в долине и другие «народности». Снорки внешне схожи с муми-троллями, но, в отличие от белых муми, могут менять цвет кожи — в зависимости от настроения это серый или розовый. Хемули формой головы похожи на муми-троллей и снорков, но намного выше по росту. Они носят одежду, очень умны и старательны, но немного скучны, как и многие «ботаны».
Есть в Муми-долине и мюмлы, сниффы, филифьонки и даже люди, но встречаются они редко. Например, это Тулиппа, Мальчик с рыжими волосами и Пожилой Господин («Маленькие тролли и большое наводнение»), астрономы из обсерватории («Муми-тролль и комета»), Рыбак («Папа и море»), Самодержец («Мемуары папы Муми-тролля»).
Туве согласилась, чем вызвала огромное негодование творческих сообществ Швеции. Творцы считали, что она продала свой талант и своих милых героев. Сама же Туве считала, что бедность – значительно худший порок, чем желание заработать на своей фантазии.
Надо сказать, «комиксы про муми-троллей» стали настоящим семейным делом. Племянница Туве и дочь её брата Ларса Янссона София Янссон, исполнительный директор «Moomin Characters Ltd». рассказывала в интервью: «В 50-х годах, когда Туве Янссон стала рисовать комиксы, с самого начала Ларс стал помогать ей переводить их со шведского на английский. После того, как Туве перестала рисовать комиксы, Ларс продолжал ее дело в течение 15 лет. Потом они вместе делали музыкальные спектакли, писали сценарии и тексты песен. Можно сказать, что Ларс был той стеной, на которой Туве пробовала свои идеи».
Туве Янссон снискала любовь всех детей земного шара. Но своих детей у неё не было. В молодости она ещё общалась с мужчинами и была обручена с журналистом Атосом Виртаненом. Но после 35 лет Янссон осознала свою гомосексуальность и до конца жизни поддерживала близкие отношения исключительно с женщинами. Она носила мужские пиджаки, вокруг рта у нее появились характерные жесткие складки, показывавшие, что ни на какие уступки и компромиссы идти она не собирается. С 1956 года её постоянной возлюбленной стала Тууликки Пиетиля — финская художница, награждённая высшей наградой страны для деятелей искусства — медалью «Pro Finlandia».
Именно ей Янссон завещала всю недвижимость — две квартиры в Хельсинки и остров Кловахарун. Авторские права на книги перешли во владение племянницы Софии Янссон, дочери младшего брата.