Примерное время чтения: 10 минут
1246

Илья Муромец с характером. Как Борис Андреев свою правду отстаивал

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Борис Андреев с женой Ксенией. 1963 год.
Борис Андреев с женой Ксенией. 1963 год. / Минкевич / РИА Новости

В жизни этого человека огромную роль играл cлучай. Никаких предпосылок к тому, что парень из беднейшей семьи станет звездой кино всесоюзного масштаба, не было и быть не могло. Но… 9 февраля — 105 лет со дня рождения любимца советских зрителей. АиФ.ru проследил его путь к славе.

1738 комбайнов и актёр

Борис Андреев родился в Саратове в рабочей семье. Окончив 7 классов, устроился работать слесарем-электромонтёром на комбайновом заводе. Параллельно посещал заводской драмкружок. Биография, типичная для миллионов советских молодых людей тех лет: пролетариат жадно тянулся к культуре.

Андрееву повезло — тогда его заметил знаменитый актер, бывший артист Театра Комиссаржевской Иван Слонов, который после революции стал работать в Саратовском театре и преподавать в заводском театральном кружке. Сразу разглядев у Андреева актерские способности, Слонов порекомендовал парню идти в Саратовское театральное училище. Комбайновый завод, надо сказать, все годы учёбы «на артиста» выплачивал Андрееву стипендию. Этим парнем очень гордился весь завод, после выпускных экзаменов коллектив устроил Борису чествование: «В этом году наш завод выпустил 1738 комбайнов и одного актёра».

«Трактористы» (1939). В роли Клима Ярко — артист Николай Крючков (слева), в роли Назара Думы — артист Борис Андреев.
«Трактористы» (1939). В роли Клима Ярко — артист Николай Крючков (слева), в роли Назара Думы — артист Борис Андреев.  Кадр из фильма

Дальше снова вмешался Cлучай. Андреев в составе Саратовского драматического театра им. К. Маркса (с 2003 — им. И. А. Слонова) отправляется на гастроли в столицу. В Москве на одном из спектаклей на Андреева обращает внимание легендарный режиссёр Иван Пырьев и приглашает сниматься в фильм «Трактористы». Назар Дума стал первой ролью Андреева в кино, его партнёрами были знаменитые артисты — Марина Ладынина (в то время жена Пырьева), Николай Крючков, Пётр Алейников.

После «Трактористов» Андреева приглашают на роль лейтенанта Птенчика в фильм Эдуарда Пенцлина «Истребители», где они снова встречаются с Алейниковым. Так завязалась их дружба на многие годы — и человеческая, и творческая.

К сожалению, вместе со славой в жизнь артистов Андреева и Алейникова пришли актёрские застолья, всё чаще их видели пьяными. Алкоголь приносил много проблем. Как-то, окончив съемочный день, актёры здорово выпили. По пути из ресторана к гостинице им попался мебельный магазин, в витрине которого стоял большой диван. Кинолегенды выбили стекло, рухнули на диван и провалились в сон. Разбудили их уже в КПЗ. Но и тут помог Случай — оказалось, что местный милицейский начальник обожает фильм «Трактористы». Актеров отпустили домой безо всяких записей в личные дела.

В 1941 году Андреев, будучи сильно нетрезвым, позволил себе критику советского руководства. На него донесли, актера задержали, ему грозила тюрьма по «политической» статье. Но снова помог Случай — оказывается, фильмы «Трактористы», «Большая жизнь» и «Истребители» любил лично товарищ Сталин… А актёр, сыгравший в любимом фильме вождя, не мог быть антисоветчиком по определению.

Петр Алейников и Борис Андреев в фильме «Большая жизнь» (1939)
Петр Алейников и Борис Андреев в фильме «Большая жизнь» (1939)  Кадр из фильма

 Настоящий русский мужик

Благодаря своей внушительной фактуре Андреев всегда играл доброжелательных простых работяг, военных. И был он воистину героем народным. Недаром именно Бориса Фёдоровича Александр Птушко пригласил в 1956 г. на роль Ильи Муромца в художественный фильм по мотивам русских народных былин о богатыре Илье Муромце. Безусловно, талант и природная стать Андреева здесь пригодились по полной программе: ведь Муромец — это настоящий русский мужик, в отличие от аристократа Добрыни и поповского сына Алёши.

К сожалению, и в этот съемочный период не обошлось без инцидента. «Илью Муромца» снимали в Ялте. Андреев стоял на пирсе, к нему подошел местный милиционер — тоже немаленького роста. И спросил: «Ты, говорят, играешь русского богатыря? Не похож ты на Илью Муромца, что-то ты хлипковат». Андреев, ни слова ни говоря, взял милиционера в охапку и бросил в море. На следующий день в газетах появились гневные заметки: «Распоясавшийся артист топит милиционера». После этого Андреев поклялся никогда больше не бывать в Ялте и слово своё сдержал.

Борис Андреев в фильме «Илья Муромец».
Борис Андреев в фильме «Илья Муромец».  Кадр из фильма

«В воплощении Андреева русский народный характер, ограненный испытаниями истории, сотворенный из сплава свободолюбия, доброты и неизбывного созидательного стремления, поистине необъятен», — сказал как-то режиссёр Армен Медведев. Характер у Андреева был именно такой — добрый и свободолюбивый, не терпящий «указаловку». О съемках в фильме «Сказание о земле сибирской» актриса Вера Васильева вспоминала: «На съемках у нас с Борисом Федоровичем не было никаких творческих проблем и споров. Он — тогда уже опытный мастер — прекрасно понимал, что я была еще просто юной студенткой. На работе он, попросту говоря, меня обласкивал и юмором своим и вниманием успокаивал, чтобы я не нервничала. Он всегда выступал просто как человек, которому хотелось, чтобы я раскрылась. Поэтому отношения были скорее теплые, родные, нежели чисто профессиональные. Все профессиональное шло тогда от Пырьева, который добивался четкого выполнения каждого кусочка роли. Андреев же скорее вел себя как мать, которая говорит своей дитяти: "А я ей сделаю тепло. А я сделаю так, чтобы она успокоилась"».

 

А вот у режиссера с Андреевым на той картине отношения не заладились. Кинематографист Павел Шахнарович на съемках фильма «Сказание о земле сибирской» был у Пырьева администратором. По его воспоминаниям, «когда снимали сцену в чайной, где герой Бориса Андреева пьет пиво, ассистент режиссера Артавазд Кефчиян каждый день привозил 60-литровую бочку этого напитка. Она оформлялась как исходящий реквизит. И после съемок к бочке прикладывалась вся съемочная группа. Закончилось все не очень хорошо. Дело в том, что Пырьев не умел работать с актерами и делал много дублей. Цветной пленки, на которую снималось «Сказание о земле сибирской», не хватало. Но ему разрешали расходовать ее без счета». Андреев после десятого дубля — и десятой кружки — сказал, что пить больше не может. «Плохо получилось. Ты играй лучше!» — ответил Пырьев.

Борис Андреев и Вера Васильева в фильме «Сказание о земле сибирской», 1948 г
Борис Андреев и Вера Васильева в фильме «Сказание о земле сибирской», 1948 г Фото: Кадр из фильма

Андреев в гневе бросился на режиссёра с кулаками. Пырьеву не оставалось ничего другого, как бежать. «Наверное, Андреев убил бы его, если бы догнал. В подпитии он становился очень агрессивен. Даже Пырьев, который сам на всех орал, его боялся, — говорил в интервью одному из изданий Павел Шахнарович. — На самом деле ему просто нельзя было пить. А так Борис Федорович был очень добрым человеком. Помню, как он хлопотал за своего друга и собутыльника Петра Алейникова. У того были проблемы с легкими. А жил он в ужасных условиях — в комнате постоянно лило с потолка». Андреев отправился на приём к министру кинематографии и выбил для друга Алейникова человеческое жилье. Это был не единственный случай, когда Борис Фёдорович хлопотал за коллег.

Борис Андреев умер 25 апреля 1982 года. Последнее пристанище знаменитого актёра — на Ваганьковском кладбище. Хотя на самом деле он, будучи народным артистом СССР и лауреатом двух Сталинских премий первой степени, имел право быть похороненным на Новодевичьем. Но когда в 1965 году умер Петр Алейников, он уступил место на престижном кладбище любимому другу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах