30152

Тот самый «Дуб». Почему Виктор Павлов так и не сыграл свою главную роль

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Виктор Павлов.
Виктор Павлов. / В. Малышев / РИА Новости

Тот самый «Дуб» из «Операции Ы», заваливший экзамен, и раскаявшийся предатель Левченко из фильма «Место встречи изменить нельзя» — по этим двум ролям большинство зрителей узнавало актера Павлова. Он же любил всех своих персонажей, но мечтал о большем. Наверное, поэтому и переходил из театра в театр, искал себя, своего режиссера, свою главную несыгранную роль.

Виктор мечтал о театре с детства, с упоением играл в школьном драмкружке женщину афроамериканского происхождения, чем вызывал дикий восторг сверстников. Отец, заместитель министра сельского хозяйства РСФСР, частенько брал сына на премьеры. Кто-то подумает: «Да он из «золотой» советской молодежи! Перед ним же все двери были открыты!» Как бы не так! Отец, ветеран Великой Отечественной войны, работал честно, зарабатывал соответственно немного. И уже после восьмилетки Павлову пришлось поступить учеником слесаря на завод, работать радиомонтажником, чтобы помочь семье. После такой рабочей подготовки он собирался поступать в Бауманку. Но шальная мысль: «А вдруг...» привела мальчишку сразу в несколько театральных училищ. Он поступил и в Щепкинское, и в престижнейшую школу-студию МХАТ, а заодно отнес документы в цирковое училище. Думал, выбирал, хотел идти к МХАТовцам, но тут раздался звонок — из Щепки сообщили, что сама Вера Пшенная хотела бы видеть Павлова в своей группе учеников. Мечты о МХАТовской сцене и цирковой арене были оставлены ради прекрасного педагога.

Народный артист России Виктор Павлов (справа) и народная артистка СССР Людмила Гурченко (слева) в сцене из фильма режиссера Виктора Трегубовича «Уходя — уходи».
Народный артист России Виктор Павлов и народная артистка СССР Людмила Гурченко в сцене из фильма режиссера Виктора Трегубовича «Уходя — уходи». Фото: РИА Новости

А потом Павлова позвали в «Современник». Удача! Новый, но уже известный на всю страну театр, да и труппа — сплошная молодежь, есть где развернуться, никто не будет зажимать. Но оказалось, все наоборот. Нет, роли были, но часто роли «на подхвате», во втором составе. И он ушел из «Современника». Поступил в Театр имени М.Н.Ермоловой. Но и там он не нашел себе творческого пристанища. Зато нашел жену, актрису Татьяну Говорову. Она потом признавалась, что первой приметила Павлова, который сильно выделялся из всей труппы своей искренностью и добротой.

Виктор Павлов в сцене из фильма режиссера Виктора Трегубовича «Уходя — уходи».
Виктор Павлов в сцене из фильма режиссера Виктора Трегубовича «Уходя — уходи». Фото: РИА Новости

После Театра Ермоловой был Театр имени Маяковского. Тогда там правил прославившийся не только своим талантом, но и довольно своенравным характером режиссер Андрей Гончаров.

Поначалу все было хорошо, но, в конце концов, мягкий, ранимый и не терпящий несправедливости Виктор Павлов все-таки рассорился с режиссером-тираном. Говорят, он заступился за актрису, которую оскорбил Гончаров. Разве он мог поступить иначе? На следующий день заявление об увольнении Павлова лежало на столе у главрежа.

Теперь уже Виктор Павлов выходил на подмостки Малого театра. Он был уверен, что на этом его театральные скитания закончились, но через несколько лет снова оказался в Театре Ермоловой. Проиграв там все, что было предложено и не отвергнуто, Павлов опять оказался без интересных ролей. В 1990 вернулся в Малый театр. Здоровье от таких перипетий пошаливало.

В кино тоже все было не очень гладко. Павлова постоянно приглашали сниматься. Но, опять же, постоянно это были эпизоды, маленькие роли. Он соглашался и ухитрялся «нарисовать» этих второстепенных персонажей так, чтобы их никто не забыл. И действительно, не забывали. Одна роль Левченко в фильме «Место встречи изменить нельзя» чего стоит! Несмотря на то, что персонаж Павлова был по большей части отрицательным, зритель плакал, когда Глеб Жеглов его убивал и ненавидели в тот момент честного следователя. Вообще, режиссеры, в большинстве своем, видели в Павлове отрицательных героев, чем его сильно огорчали.

Александр Филиппенко в роли Коровьева-Фагота и Виктор Павлов в роли Кота Бегемота (слева направо) в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита».
Александр Филиппенко в роли Коровьева-Фагота и Виктор Павлов в роли Кота Бегемота (слева направо) в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Фото: РИА Новости/ Пресс-служба ГК «Люксор»

Ведь в жизни актер был сама доброта. Он подбирал выброшенных котят, щенят, тащил их всех домой, пристраивал. Обожал птиц. Говорят, что после инсульта он выпросил для себя и птиц в Малом театре часть чердака, где часами сидел и ворковал со своими голубями. Павлова частенько можно было застать на Птичьем рынке, где он выбирал для своего чердака пернатых, а заодно и раздавал автографы. Несмотря на отсутствие главных ролей в кино, зрители знали и обожали Павлова. После инсультаа, случившегося на съемочной площадке фильма «Курьер», Виктора Павлова привезли в больницу и положили в общую палату. Когда главврач узнал об этом, тут же приказал выделить ему отдельные «апартаменты». Но ни повышенное врачебное внимание, ни отдельная палата, ни забота близких не смогли спасти актера — его не стало 24 августа 2006 года.

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество