aif.ru counter
1056

Директор Исторического музея Алексей Левыкин: «Музей плохим вещам не учит»

6 октября в Государственном историческом музее открылась экспозиция «Золото потомков Геракла», которая знакомит зрителей с древними археологическими памятниками. Директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин рассказал АиФ.ru о выставке, работе археологов и новых посетителях музеев.

Бесценные находки

Елена Дудник, АиФ.ru: Новая выставка Государственного исторического музея называется «Золото потомков Геракла». Расскажите, почему у неё такое необычное название — кто эти «потомки Геракла»?

Алексей Левыкин: Эта выставка создана на основе коллекции Краснодарского государственного историко-археологического музея имени Фелицына, которая представляет собой одно из самых интересных региональных археологических музейных собраний, существующих на территории России.

Название экспозиции выбрано не случайно, так как её основу составляют памятники древних курганов скифов, обнаруженные на территории Краснодарского края. Если вспоминать историю происхождения и названия этого народа, то она восходит к произведениям Геродота, который в своих трудах описывал не только историю Древней Греции, но и народы и территорию, окружавшие цивилизацию раннего античного времени. В том числе им впервые упоминаются народы, проживавшие на территории Северного Кавказа, Причерноморья и южнорусских степей. Таким народом были скифы, оставившие после себя огромное количество высокохудожественных памятников. По версии Геродота, скифы вели своё начало от героя древнегреческих мифов — полубога-получеловека Геракла. Отсюда и такое романтическое название нашей выставки — «Золото потомков Геракла».

— Экспонаты какой эпохи представлены на экспозиции? И какие необычные артефакты могут увидеть её посетители?

— Хронологические рамки выставки охватывают огромный период времени: VI век до н.э. — III век н.э.

На выставке можно увидеть потрясающие произведения искусств, сделанные древними мастерами. Скифы прежде всего знамениты своими золотыми украшениями, ведь курганы — это, как правило, захоронения вождений, известных воинов, предводителей. Археологи находят их знаки отличия в виде высокохудожественных золотых украшений с изображениями Геракла, людей, божеств.

— Расскажите, как обычно находки археологов попадают в музейные коллекции?

— Существуют различные виды археологических исследований, но любое начало археологических раскопок связано с очень сложными нюансами. Учёные и специалисты отлично знают, что самое лучшее место хранения древних сокровищ — это всё-таки земля, и она находится под защитой государства. Ни один человек просто так не может взять лопату или какую-то технику и начать археологические раскопки. Специалисты перед началом работы проходят серьёзные стадии разрешительной документации и начинают её, если знают, что на какой-то определённой исторической территории возможно нахождение артефактов. Происходят и так называемые охранные работы: прежде чем на участок земли приходят строители, там работают археологи, которые, используя различные методики и технологии современной археологии, изучают достаточно большие пространства территории.

После археологических работ, исследований и реставрации найденные памятники эпохи поступают в музеи. Это могут быть как ведущие музеи страны, так и различные региональные музеи. В последнее время очень много таких археологических памятников поступает именно в региональные музеи.

Настоящее и будущее музеев

— Как на музейной деятельности отразился кризис? Уменьшилось ли поступление бюджетных средств или количество посетителей?

— Это очень сложный вопрос. Состояние кризиса не может не влиять на состояние музея. Однако объём государственного финансирования пока не изменился. Посетителей тоже меньше не стало — наоборот, из года в год мы наблюдаем стабильный рост посещаемости.

Но есть свои сложности, которые, в первую очередь связаны с большими проектами: музей требует высокотехнологичного оборудования, а оно не всегда производится на территории нашей страны. Падение курса рубля по отношению к доллару или евро сказывается на его стоимости, становятся дороже и расходы, связанные с транспортировкой, страховкой этих предметов. Кризис отразился и на количестве выставочных проектов (теперь наш музей концентрируется не на 2-3 масштабных проектах, как было ранее, а на 1 проекте в год), и на участии внешних партнёров: крупные компании и банки в условиях кризиса предоставляют меньше средств для культурных или спортивных программ.

Но если сравнивать нынешний кризис с кризисом 1990-х годов, то в нашей обыденной деятельности они окажутся несравнимы. В 90-е фактически отсутствовало нормальное государственное финансирование. Тогда деньги выдавались в большей степени на зарплату сотрудникам и была фактически невозможна реализация многих проектов.

— Как за последние годы изменились посетители музея? И какие основные тенденции в их интересах Вы наблюдаете?

— С изменениями общества изменяется, конечно же, и качество самого посетителя. Иногда в лучшую, иногда в худшую сторону. 

Стоит отметить, что в последние годы молодых посетителей стало намного больше. Происходят и такие интересные процессы: снижается количество организованных групп иностранных туристов, зато появляется новый посетитель — иностранец-одиночка, который самостоятельно приезжает в Москву, гуляет по городу и посещает музеи.

У каждого музея есть свои группы основных посетителей. Мы уже давно заметили, что в Государственном историческом музее есть определённая группа, которая приходит не по одному разу, а регулярно к нам возвращается. А чтобы поддерживать интерес нашего зрителя, мы создаём целый ряд временных экспозиций.

— Что нужно изменить в отечественных музеях, чтобы повысить их посещаемость?

— Экспозиции должны быть интересны, познавательны и уникальны, а сам музей удобен. Человек, который приходит на выставку, должен чувствовать себя комфортно, а это, кстати, одна из основных проблем в наших музеях. Многие из них находятся в зданиях очень красивых, но построенных ещё в XIX веке, из-за чего имеют достаточно большие ограничения по вопросам приспособления к современному искусству. Одна из самых главных проблем — отсутствие больших входных зон, где посетитель может спокойно осмотреться, получить определённую информацию, отдохнуть, зайти в кафе. Для повышения посещаемости музеев должна быть и определённая информационная поддержка, реклама. В своё время собственные сайты были маркером благополучия музея, но сейчас они стали необходимостью. На сайтах посетители могут заранее ознакомиться с экспозицией, сделать заказ и купить билеты.

Есть и ещё один важный аспект: посещаемость музея зависит от отношения к музеям общества. Родители и институт образования должны понять, что образование детей и даже студентов будет ущербным, если знания из книг не подкрепляются походами в музеи различного типа. Любые образовательные программы, которые есть в средней и высшей школах, должны включать обязательное посещение учащимися музейных собраний нашей страны. Это в какой-то степени может быть принуждением, но хорошим принуждением, потому что музей, как правило, плохим вещам не учит.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы