Собственно, датой официального открытия музея считать можно условно 27 мая. В этот день его посетили император Александр III и его супруга императрица Мария Федоровна. Принимал высоких гостей брат императора — великий князь Сергей Александрович, который на тот момент являлся председателем Управления музея, и товарищ председателя — граф Алексей Уваров. Гости осматривали экспозицию около часа — 11 залов, посвященных истории России от древних государств, располагавшихся на ее территории, до времен Киевской Руси.
Музей цесаревича
Слова «исторический» в названии музея изначально не было — он назывался «Музей имени Его Императорского Высочества Государя-Наследника Цесаревича Александра Александровича».
Для публики музей был открыт 2 июня — в этот день его освятил митрополит Московский и Коломенский Иоанникий.
На торжественное открытие были приглашены культурные деятели и именитые горожане — до сих пор в архивах хранятся билеты с «открытой» датой — число «2 июня» было вписано от руки чернилами.
Примечательно, что создан музей был по инициативе представителей знатных горожан Москвы, которые в 1872 году обратились с прошением к императору Александру II. Император идею одобрил, и музей открылся — правда, уже после гибели государя от рук террористов.
Место под здание в апреле 1874 года предоставила Московская городская Дума, которая в свое время приобрела его у казны для своих нужд.
По замыслу создателей, содержание музея должно было освещать главные моменты российской истории: быт и жизнь русского народа, а также эпохальные вехи в истории страны.
Век с третью
Когда Исторический музей только открылся, в нем был всего 11 залов и немногим более 5 тысяч экспонатов. На сегодня в фондах музея хранится почти 5 миллионов экспонатов. Уникальность музея в том, что здесь представлены совершенно разные аспекты истории России: от обыкновенных лаптей и рубах до константиновского рубля стоимостью в несколько миллионов долларов и сабли Наполеона Бонапарта.
Фонды музея комплектуются постоянно — так, в нем есть и современные экспонаты, например, ручка, которой Борис Ельцин подписывал Брестское соглашение.
«130 лет — приятная дата. Целое столетие с третью, — говорит заместитель директора Государственного исторического музея по научной работе Андрей Яновский. — История — это биография человечества. Например, после революции, в
Правда, и после революции в жизни музея были нелегкие страницы — с 1986 по 1997 год он закрывался на реставрацию и капитальный ремонт.
Виртуальные выставки и древние сокровища
По словам Андрея Дмитриевича, сегодня здесь ведется огромная работа: только в самом музее в год проходит порядка 50 выставок, а ведь еще есть и выставки выездные — в региональные музеи и в зарубежные страны.
За год Исторический музей организует в среднем около 20 выставок своих экспонатов в различных городах России. Например, в 2013 году запланирована выставка на Сахалине.
«В последнее время мы стали проводить и виртуальные выставки, — рассказывает Яновский. — Часто это связано с тем, что не все региональные музеи могут обеспечить на своей площади подходящие условия для оригинальных экспонатов. Ведь это раритеты, которым требуется определенный температурный режим, и безопасность — ценности должны быть под надежной охраной. Там, где невозможно провести выставку оригинальных экспонатов, мы проводим или виртуальные, или копийные выставки. У музея есть очень много хороших копий».
Сегодня Государственный исторический музей имеет несколько структурных подразделений. Например, храм Василия Блаженного (Покровский собор), который с 21 мая 1923 года имеет статус музея. Однако сегодня в нем по праздничным дням проходят богослужения.
Недавно открылась новая экспозиция в другом подразделении — палатах бояр Романовых на Варварке. В этих красивейших белокаменных палатах XVI века родился первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович, 400 лет с момента вступления на престол которого отмечается в 2013 году.
С 1993 года входит в состав Исторического музея и Музей Ленина, в котором хранятся уникальные коллекции экспонатов периода XX века. Например, коллекция агитационных плакатов советского периода — самая полная в мире.
А на стенах и потолках музея сохранилась уникальная роспись — та самая, которую увидел в первое посещение император Александр III. Здесь и фриз «Жизнь каменного века», написанный великим русским художником Виктором Васнецовым, и картины, которые специально для музея создал польский художник Генрих Семирадский: «Похороны руса» и «Ночные жертвоприношения».
Здесь же хранятся и древнейшие русские рукописные книги — Остромирово Евангелие и Изборник Святослава.