«Давайте наконец консолидируемся и решим сообща хотя бы одну из проблем!» - предлагает Валерий Гергиев.
Маэстро поражает не только своим исключительным талантом, но и фантастической, почти запредельной работоспособностью. Поэтому то, что 1 мая именно он первым был удостоен награды «Герой Труда», более чем логично. Проехав вместе с мэтром через Нижний Новгород и Кострому, корреспонденту «АиФ» удалось побеседовать с Гергиевым в Ярославле, куда оркестр Мариинского театра прибыл в рамках Московского Пасхального фестиваля.
Музыку - в школы
«АиФ»: - Валерий Абисалович, у вас практически каждый день на фестивале по два концерта, причём каждый раз в новом городе. При этом у вас театр, вы руководите Лондонским симфоническим оркестром, 20 лет возглавляете фестиваль «Звёзды белых ночей» и т. д. Зачем взвалили на себя ещё и Пасхальный фестиваль?
Досье | |
---|---|
Валерий Гергиев родился в 1953 г. в Москве. Окончил Ленинградскую консерваторию. В 35 лет стал главным дирижёром Мариинского театра, а после - его художественным руководителем. Лауреат нескольких Госпремий. Женат, четверо детей. |
В.Г.: - Ваш вопрос - правнук вопроса «зачем вам Мариинский театр?» и отец вопроса «зачем вы вообще посвящаете свою жизнь музыке?» Для меня сегодня важнее вопрос о том, исполняет ли Пасхальный фестиваль свои главные функции и удаётся ли это делать в тех масштабах, которые я хотел задать этому фестивальному движению.
«АиФ»: - И как, удаётся?
В.Г.: - Вы меня сейчас подводите к тому, чтобы я начал хвалить себя, а точнее, своё детище. Конечно, я этого делать не буду. Я знаю одно: куда бы мы ни приехали, все до единого залы переполнены. Да, далеко не везде оркестр будет звучать так, как он звучит на сцене Мариинки-2. Но если в России появится пять залов подобного уровня, мы в этом плане будем страной номер один. Реально ли это? Конечно, реально! В ходе фестиваля я, как могу, стимулирую запуск этого процесса - встречаюсь с губернаторами, вице-губернаторами.
«АиФ»: - Дальний прицел у вас…
В.Г.: - Прицел простой: играть великие произведения для благодарной аудитории. Я заведомо знаю, что, например, в Костроме, Туле, Брянске - да в любом другом городе - всегда найдётся несколько десятков человек, которые, услышав о фестивале, обязательно захотят посетить наши выступления. Может, таких людей сотни - неважно. Но, даже если во всём городе было бы всего пять таких слушателей, я бы уже поехал. Каждый человек - это целый мир.
«АиФ»: - В сентябре 2012 г. на Совете по культуре при Президенте РФ вы ратовали за возвращение уроков музыки в школы, сказав тогда: «Школы без уроков музыки - это позор». Буквально на днях на пресс-конференции в Нижнем Новгороде вы недвусмысленно дали понять, что лёд тронулся - что будут у нас в школах и уроки музыки, и детские хоры. Как-то в это не верится, извините...
В.Г.: - Отвечу так: у нас сегодня принято критиковать правительство, и особенно министра образования. Причём в новостях мы видим ведь только частички той критики, которая растёт в обществе. И когда слушаешь этот хор критикующих, то задаёшься вопросом: а что бы мог этот министр сделать сразу и сейчас, чтобы исправить ситуацию? Он ведь занимает свой пост меньше года. При этом его воспринимают как человека, которого есть за что критиковать и которого нужно критиковать!
«АиФ»: - А как не критиковать, когда современные образовательные стандарты в школе включают в себя всего шесть обязательных предметов, причём два из них - это физкультура и ОБЖ?
В.Г.: - А почему вы считаете, что это неважно? И физкультура важна. Но мы начали с разговора о возвращении уроков музыки и возрождении детских хоров. Я верю, что это реально сделать. Более того, есть инициатива со стороны президента, к решению проблемы подключены вице-премьер и губернаторы, что немаловажно. Осталось решить вопрос субординации Минкультуры и Минобразования. Вы сами сказали, что мы копим, создаём что-то хорошее веками, а потом рушим всё за пару лет. Но зачем было нужно рушить эту огромную музыкальную культуру в школах, в которую были вовлечены миллионы детей, я не понимаю!
«АиФ»: - А разве вопрос не упирается в деньги? Ощущение, что просто попытались сэкономить на детях, а точнее, даже на учителях.
В.Г.: - Да ну что вы, побойтесь Бога! Мне кажется, вся эта история из серии «Иван, не помнящий родства». Это всё наше беспамятство. О чём тут говорить, если даже имя Чайковского для кого-то у нас сегодня пустой звук? А между тем Чайковский стал, по сути, главным национальным композитором Америки и Японии! Поверьте мне! Вся Америка каждый год почти весь декабрь живёт под музыку из «Щелкунчика». Нет там другого композитора, который имел бы такое же влияние на умы и души американцев!
Вот мы сейчас с вами подъехали к известному ярославскому Театру имени Волкова. (Разговор происходит в машине по дороге к театру. - Ред.) Мы ведь с оркестром уже в четвёртый раз приезжаем сюда в рамках фестиваля. Столько же раз мы посетили Нижний Новгород. Семь или восемь раз выступали с концертами в Казани. Я могу долго перечислять. Это история не из серии «мы сподобились выступить в регионах, дав один концерт где-нибудь в Иркутске по дороге в Китай». При всём огромном уважении к благодарнейшей публике таких городов, как Нью-Йорк, Пекин, Токио, российские залы для нас сейчас приоритетнее.
Поздно причитать
«АиФ»: - Вернёмся к Мариинке-2. То, что такой театр появился, - это замечательно. Но не получится ли так, что весь бюджет культуры уйдёт на создание таких гигантов, а регионам вообще ничего не достанется?
В.Г.: - За тем, как расходуется бюджет, должен следить не Мариинский театр, а соответствующие инстанции. Если они этого вовремя не сделали, а потом дороговизну проекта поставили в вину нам, это нечестно!
Но вообще-то, мне кажется, сейчас мы стоим на пороге переломных решений, и президент к этим решениям готов больше, чем когда бы то ни было.
«АиФ»: - С чего вы взяли?
В.Г.: - Хотя бы с того, что президент сам на попечительском совете, где присутствовали главы крупнейших национальных и интернациональных корпораций, обратил внимание всех присутствующих на проблему детских хоров. Я не просил его об этом. И это решение куда более важное, чем может показаться на первый взгляд.
«АиФ»: - Но вы же понимаете, что при существующем расколе в обществе даже такая инициатива со стороны власти может вызвать массу критики и споров…
В.Г.: - Ну так давайте консолидируемся и решим сообща хотя бы одну из проблем! В конце концов это касается наших детей, будущего нашей культуры! Пусть на открытии Олимпиады в Сочи запоёт хор из тысяч голосов! Пусть весь мир это услышит! Да, вбухали в эту Олимпиаду много денег. Ну что теперь причитать? Пусть хотя бы рождение грандиозного сводного хора станет одним из оправдывающих факторов таких высоких затрат. Сейчас важно использовать момент и принять самые здравые решения, чтобы всё это оправдать и укрепить фундамент культурного и спортивного будущего страны.