Примерное время чтения: 9 минут
1517

Григорий Остер: «Заставлять ребенка читать скучную книгу – учить его вам не верить»

При этом, по наблюдениям критиков, его эстетика отличается «стилистической эклектикой, цитированием, игрой означателей, иронией, пародией, стилизацией и деконструкцией своего собственного дискурса». В общем, это такой писатель, которого дети читают миллионами, а их родители, от театралов до неформалов уважают за многогранность.

«Аргументы и Факты»: - Вы считаете себя автором, пишущим для детей или для взрослых?

Григорий Остер: - Я пишу для людей, потому что я сделал великое открытие – все взрослые произошли от детей. Я пишу для тех детей, которые постепенно становятся взрослыми. Ведь ребенок это не статическая величина, это процесс, превращение маленького человека в большого. И у нас получается такая ситуация: я пишу для ребенка, который читает мои книги, дети становятся взрослыми и потом уже покупают мои книги как родители для своих детей. Таким образом, я пишу и для тех и для других.

Я считаю, что когда пишешь для маленького ребенка, который сам книжки не читает (ему читают родители), то просто нечестно писать такую книжку, которая была бы интересна только ребенку, а родителю, который читает эту книжку, было бы скучно. Поэтому я пишу так, чтобы было интересно и тем и другим, и книжка получается как слоеный пирог – в ней одни места интересны детям, а другие взрослым. Иногда дети и взрослые смеются в совершенно разных местах, с удивлением смотрят друг на друга и не понимают над чем смеется существо другого возраста

«АиФ»: - Что на ваш взгляд никогда не должно появиться в детской книжке?

Г.О.: - Это очень сложный вопрос. В разные эпохи, в разных конфессиях, разных политических строях на этот вопрос ответят по-разному. Например, когда мы читали книжки про Старика Хоттабыча, то казалось, что действительно замечательная, всеми любимая книжка. Но когда я ее перечитал в более зрелом возрасте и присмотрелся, то увидел, что кроме прекрасных, замечательных историй, там есть еще очень серьезная идеологическая и политическая пропаганда о том, какие плохие капиталисты. Также хорошо подобная идеология просматривается в книжках типа «Незнайка в Солнечном городе».

С точки зрения другой эпохи, другого политического строя какая-нибудь книга может быть для детей совершенно ужасной, но дети этого не замечают. Они впитывают пропаганду вместе с хорошими детскими книжками, как с молоком матери. И это неправильно.

Или еще пример, детская книжка из воюющего Израиля меня приводила в ужас, потому что это воспитание солдата. Но в воюющей стране, которая вынуждена этим заниматься, это может быть родителями увидено совершенно по-другому, чем в стране, которая живет мирной жизнью и вовсе не хочет превращать своих детей в убийц. Поэтому я бы сказал так: когда не знаешь как – действуй по закону. В законе написано, что детские книжки не должны содержать порнографию, пропаганду насилия, пропаганда войны, национальной и религиозной розни.

«АиФ»: - А если посмотреть на проблему с другой стороны: может быть уже хватит назиданий и достаточно, чтобы книга была просто развлекательной, интересной и не несла никакой воспитательной функции?

Г.О.: - Любая хорошая книга в любом случае несет положительную воспитательную функцию. А плохая книга – отрицательную воспитательную функцию. Если вы заставляете ребенка читать скучную, неинтересную книгу – это своего рода антивоспитание. Потому что вы учите ребенка вам не верить.

«АиФ»: - Не секрет, что в наше время дети читают очень мало и все больше свободного времени проводят за компьютером. Как вы думаете, с чем это связано? С тем, что стало мало книг, интересных для детей, или есть другая причина?

Г.О.: - Это нормальная ситуация, которая возникает каждую эпоху. Когда появилась печатная книга и в ней вместо рукописных житий святых появились другого рода истории и рассказы, родители, читающих девиц, отроков и отроковиц относились к этому точно так же, как сегодняшние родители относятся к компьютерным играм, телевидению. И в чем –то они были несомненно правы.

Сегодня компьютерные игры, телевизионные передачи – слишком молодая область искусства и это еще не стало искусством, это пока еще аттракцион. Когда появился кинематограф, то в первые годы и десятилетия своего существования его никто не рассматривал как искусство. Люди приходили смотреть на аттракцион, и это все было дико и грубо, как цирк. Вспомните знаменитое высказывание В.И.Ленина: «Важнейшим из всех искусств для нас является кино». Это высказывание всегда было написано во всех зрительных залах. Но полностью это высказывание звучит так: «Важнейшим из всех искусств для нас является кино и цирк». То есть я хочу сказать, что придет время и ждать его совсем недолго, когда компьютерные игры тоже станут искусством. И точно также как ребенок погружается в хорошую книгу, он будет погружаться в хорошую компьютерную игру. Но это уже не будет компьютерная игра в сегодняшнем понимании. Это не будет стрелялка-убивалка. Она будет совсем иной. Это время придет. А пока приходится терпеть.

Хороших книг не стало меньше, их стало гораздо больше. Но у ребенка появился выбор. Когда я рос, у меня не было выбора. Я мог проводить время или с друзьями во дворе, или с родителями, или мог читать книгу. У нас не было телевизора. Я читал книги. Если бы у меня была возможность смотреть такое количество телепередач, наверное, я бы так и делал.

«АиФ»: - Давайте поговорим о ваших новых книгах

Г.О.: - Книги «Домашние и одичавшие взрослые» и «Дикие и прирученные взрослые» о том, как общаться детям с родителями и родителями с детьми. В этих книгах много нюансов о сложностях отношений. Ведь общеизвестно, что мы, родители, испытываем к детям массу чувств, а дети испытывают наше терпение. Это пособия по воспитанию выполненные в совершенно иной форме. Не в качестве назидания - делайте то, делайте се. По моему методу воспитания все делается от противного. В одной книге «Домашние и одичавшие взрослые» мы объясняем, кто такие взрослые. Непонятно ребенку про маму. Почему мама все время мечется по квартире в поисках мусора? Зачем он ей нужен? Что она не может без него обойтись? Почему все мамы стремятся превратиться в ходячий скелет? Ведь толстый слой подкожного жира хорошо бы предохранял маму от холодов. И вообще, мы в школе изучаем животных средней полосы, обитателей прудов и водоемов. И никто специально не преподает детям обитателей их собственной квартиры. А ребенку очень важно знать как вести себя с сообитателями своего жилища.

«АиФ»: - Вошел ли в Ваши книги для детей опыт Вашего собственного детства?

Г.О.: - Конечно, вошел. У меня пятеро детей, и в эти книги вошел мой опыт борьбы с этими пятью детьми и опыт борьбы пятерых детей со мной и с моей супругой. Это естественно.

«АиФ»: - Ваши дети читают ваши книги?

Г.О.: - Конечно. Еще до выхода книги. Я их заставляю читать. Они мне всегда помогают в работе, подсказывают разные варианты ситуаций. За что я им естественно благодарен, но гонорар с ними поровну делить я отказываюсь (Смеется) И в этом, конечно же, проявляется дискриминация. Надо понять, что дети – это практически одна из последних на этой планете категорий людей, которые еще не боролись в достаточной степени за свои права. Потому что все уже.

Женщины боролись за свои права – победили, национальные меньшинства боролись за свои права – и тоже победили. Сексуальные, религиозные меньшинства… Да кого только нет. Если даже есть три человека, и они верят в какого-то своего бога, в которого никто другой не верит, то они тоже боролись за свои права и победили. И теперь им никто уже не мешает и никто их нет трогает. И только дети еще за свои права не боролись. Поэтому, наверное, очень скоро мы увидим на лицах детей с плакатами, которые требуют, чтобы им соски смачивали в сиропе.

Вот в моей новой книжке сказано, что от одной бабушки можно получить до десяти конфет в день. И много других серьезных вещей. Ваши родители, когда были маленькие, получали от своих родителей всякие вкусности, подарочки и это все они обязаны передать следующему поколению. А вы в свою очередь должны передать это своим детям, НО! только если они будут хорошо себя вести.

«АиФ»: - Какие книжки вы в детстве читали?

Г.О.: - Разные. Я с раннего детства очень любил Пушкина. Потому что мама мне его читала наизусть. Я вообще любил всю русскую классику. Мне повезло, так как моя мама работала библиотекарем, и когда приходили новые книги, я их читал первым. Собрания сочинений Чехова, Джека Лондона. Я читал много и в этом смысле мне повезло.

«АиФ»: - Чтобы вы посоветовали современным родителям?

Г.О.: - Самое главное для родителей - это терпение и умение прощать. Потому что ребенок – это очень опасное, жестокое своенравное, кошмарное существо. Если родитель хочет, чтобы из этого ребенка вырос нормальный человек, он должен обладать огромным количеством терпения и должен научиться ребенка беспрерывно прощать. Все время. Перманентно. Пока не вырастет. И тогда ребенок сам научится прощать.

А детям нужно беречь своих взрослым. Взрослые, хоть и не находятся под охраной государства, но они тоже довольно уязвимые существа. Нельзя прыгать на животе у взрослого, нельзя разводить там костер, копать, колоть, вырывать растительность на папе. Надо беречь взрослых. Они еще пригодятся.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах