21 марта 1839 года родился Модест Мусоргский — композитор, которого мало волновала музыкальная грамматика и общепринятые «правила» написания произведений, он просто делал так, как хотел. Нарушая классические каноны, Мусоргский создавал яркие, колоритные и необычные мелодии, хотя современники его нередко ругали — например, Римский-Корсаков говорил, что в оркестровке его коллега малоопытен.
«Картинки с выставки»
На создание цикла из 10 коротеньких фортепианных пьес композитора вдохновили красочные рисунки и эскизы его приятеля — художника Виктора Гартмана (их Мусоргский увидел на посмертной выставке артиста). Как минимум три из этих пьес жители Советского Союза знали по рисованному мультику «Картинки с выставки» (1984) — причём слышали их в виртуозном исполнении Святослава Рихтера. В ленте использованы «Избушка на курьих ножках» и «Балет невылупившихся птенцов», а «перемежает» их мелодия из пьесы «Прогулка».
«Ночь на Лысой горе»
Ещё одно произведение Мусоргского, которое легло в основу мультфильма — симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». В своём сочинении автор изображает шабаш ведьм: их сбор, бурное веселье и пляски, а затем расставание — до следующего шабаша. Для того чтобы в музыке зазвучали «народные фантазии», композитор тщательно изучал фольклорные предания и поверья.
«Рассвет на Москве-реке»
Наверняка мелодия «Рассвета на Москве-реке» покажется вам знакомой — даже если вы не смотрели оперу «Хованщина». Вот как писал когда-то о ней Мусоргский: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довёл до того пункта, где донос диктуется, т. е. с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идёт изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость». В своей увертюре автор старался изобразить не только восходящее над Москвой солнце, но и надежду на лучшую жизнь, а её мелодия очень напоминает народные напевные мотивы, ведь важную роль в опере играют простые люди — в частности, стрельцы.