Итальянский маэстро Риккардо Мути принадлежит к поколению "шестидесятников" (начинал в 1960-е годы, и сегодня ему 66). Это уходящая порода больших дирижёров, настоящих титанов, вместе с которыми закончится целая эпоха в музыке.
20 лет борьбы
Невозможно забыть последние большие гастроли театра «Ла Скала» в Москве в 1989 г., когда Мути вдохновенно дирижировал операми Моцарта («Так поступают все женщины») и Беллини («Капулетти и Монтек-ки»). Сегодня Мути вернулся другим: в мягких лучах своего мудрого мастерства, в состоянии свободы и покоя. Нет, он по-прежнему выглядит как типичный южанин-неаполитанец: всё та же грива волос цвета вороного крыла, ярко очерченный абрис бровей, резкий рельеф профиля. Но для многих очевидно, что после скандальной отставки с поста художественного руководителя «Ла Скала» это совсем другой человек - освободившийся от груза ненужных проблем, спокойный и счастливый.
Напомним, что на посту музыкального директора миланского театра «Ла Скала» Мути сменил Клаудио Аббадо и возглавлял театр в течение почти 20 лет (1986-2005). Мути, борец по натуре, всю дорогу в «Скала» боролся - с ограниченностью публики, не желающей слышать ничего, кроме знакомых итальянских шлягеров, с бесконечными забастовками хора, оркестра, технических цехов и служб, с жёстким общественным мнением, обвинявшим его в неправильной репертуарной политике. Когда были забастовки, этот человек-оркестр сам садился за рояль и аккомпанировал. Чем сильней его обвиняли в непатриотичности, тем упрямей он ставил Моцарта, Вагнера, Глюка, Бетховена, Спонтини и Керубини.
Последней каплей стало то, что у Мути не сложились отношения с интендантом (генеральным менеджером) Карло Фонтана. Когда в феврале 2005 г. последний был уволен правлением театра, «рабочий класс» и профсоюзы открыто объединились против Мути. Маэстро принял мудрое решение - лучше уйти, остаться без «Ла Скала», но сохранить себя в музыке, ибо она не кончается за порогом «Театра у лестницы».
Да здравствует молодость!
Сегодняшнее преимущество Мути в том, что теперь он может выбирать. И он выбрал. В частности, молодёжь и идею преемственности поколений, создав в 2004 г. Молодёжный оркестр Луиджи Керубини. Поэтому так символичен его приезд в Москву именно с молодёжным оркестром и оперой, которая была в его молодости одной из точек отсчёта.
«Дон Паскуале», опера-буфф Гаэтано Доницетти, развивающая тему молодости и старости, в 1971 г. открыла Мути дорогу на Зальцбургский фестиваль и в легендарный Венский филармонический оркестр.
Затем эта искромётная и на первый взгляд простенькая, но в такой же степени грустно-ироничная и серьёзная опера красным пунктиром прошла через всю насыщенную жизнь маэстро. И вот год назад он в буквальном смысле вернулся к истокам и поставил «Дона Паскуале» на своём фестивале в Равенне. Одним словом, гастроли этого спектакля, организованные Центром Г. Вишневской в рамках фестиваля «Черешневый лес», и не могли пройти ни в каком другом стиле, кроме ностальжи. Ни допотопный внешний облик спектакля (наверное, так могли ставить во времена Доницетти), ни заурядный вокал молодых (по-настоящему первоклассный певец был только один - тенор-белькантист Марио Зеффири в партии Эрнесто), ни ученическая манера игры юных оркестрантов, ни испорченная в результате реконструкции акустика Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко не могли сбить нас с того, что главное здесь - Мути и его представление об итальянской опере, его внутренняя музыка и его размышления о жизни.