Народная музыкальная драма Мусоргского с её размахом и мощью характеров и опера Римского-Корсакова, напоённая романтизмом вольности, взрывчатой силой эмоций, предстали перед зрителем как зрелище, полностью соответствующее музыкальным идеям и авторской воле композиторов.
Маэстро любит русскую оперу с её исторической реальностью, глубокой и тайной страстностью, вольностью духа. Не случайно его желанием стало иметь в репертуаре не просто русскую оперу, а поставленную в большом русском стиле. В сущности, у него есть всё, что для этого необходимо: известный во всём мире оркестр, хор, солисты - ему нужен режиссёр-музыкант, преданный опере. Капитальное возобновление «Псковитянки» осуществил народный артист России Юрий Лаптев, новая сценическая версия постановки Л. Бартова «Хованщины» реализована режиссёрами Юрием Лаптевым и Юрием Александровым.
Режиссёрам предстояло соединить в единое целое все силы музыкального спектакля, и они это сделали безукоризненно. Правда, некоторым наивным театралам кажется, что можно через полстолетия достать из архива спектакль, встряхнуть слегка, сбрызнуть - и выставить под огни рампы. На самом деле работа режиссёров в подобных случаях требует большой творческой самостоятельности и тонкого умения выразить собственное восприятие музыки.
В «Хованщине» нельзя не оценить драматизм сцены в кабинете князя Голицына и финал - сожжение раскольников. В «Псковитянке» деликатно, ненавязчиво, «следуя за дирижёрской палочкой», поставлены все драматические и многофигурные сцены. А ведь это не только хор, но и миманс. Красота декораций здесь поддержана почти графическим рисунком массовых сцен, разнообразных по ритму и настроению - от девичьего гулянья до буйной псковской вольницы. Особенной удачей режиссёра стал Иван Грозный. Партию царя исполнит молодой солист, лауреат международных конкурсов Алексей Тановицкий, который продемонстрировал не только богатую вокальную технику, но и создал интересный психологический рисунок роли.
Как-то на Зальцбургском фестивале глава Мариинки сказал, что любит «скромную режиссуру». Разумеется, он имел в виду режиссуру, которая служит музыке, а не главенствует над ней. Однако в последние годы странности и прихоти постановщиков нанесли немало ударов не только драме, утратившей интерес к слову, но и опере как музыкальной драматургии. Мариинский театр и маэстро решили занять оборону.
Современная музыка да и сами современные композиторы могут быть более снисходительны к фантазиям и экспериментам дерзающей режиссуры, но классику надо поберечь, сохранить и дух и букву, т. е. ноту в данном случае.
Так что от музыкантов, театралов и меломанов, от слушателей и зрителей Валерию Гергиеву и его театру - поклон. А уж если совсем серьёзно, думаю, что подобные художественные акции спасают оперное искусство. И, быть может, сейчас это главное дело для русской культуры.