Примерное время чтения: 7 минут
7053

Илзе Лиепа: «Моя судьба в Большом театре начиналась не так радужно»

Илзе Лиепа.
Илзе Лиепа. / Фото: Екатерина Изместьева / АиФ

2013 год стал для одной из самых ярких танцовщиц современности — Илзе Лиепы —юбилейным, народная артистка России отпраздновала 30-летие творческой деятельности. Балерина рассказала корреспонденту АиФ.ru  о первых шагах в профессии, отце, Большом театре и воспитании детей.

Свобода

Наталья Кожина, АиФ.ru: Илзе, этот год для вас стал особенным – вы отмечаете 30-летие творческой деятельности. У вас никогда не было сомнений в правильности выбора профессии?

Илзе Лиепа ответила на вопросы АиФ.ru. Фото: Екатерина Изместьева

Илзе Лиепа: Сомнений не было никогда, но моя судьба в Большом театре начиналась не так радужно, чему я в результате очень рада, потому что именно эти сложности заставили меня искать собственный путь в профессии, совершенно не похожий на путь моих одноклассников и коллег. Спустя годы, друзья в Большом театре говорили мне: «Какая ты счастливая. Ты вроде и в Большом театре, и в то же время у тебя есть своё дело, свои проекты. Ты – в нём и ты свободна от него». Эта свобода никогда не лишала меня любви к Большому театру.

Я рада, что балет стал моей судьбой. Думаю, что мама счастлива, и отец был бы счастлив, если бы мог представить, что в нашей семье будет три Народных артиста.

- Ситуация, которая сложилась сегодня вокруг Большого театра, заставляет многих людей говорить о том, что там осталось мало искусства, сплошные скандалы…

- Я очень люблю Большой театр, не только сегодняшних людей и сегодняшний день. Для меня Большой – это понятие, это те люди, которые были до нас: Шаляпин, Уланова, Семёнова, все те, кто нес такое немыслимое творчество с этой сцены. И путь Галины Сергеевны Улановой или Майи Плисецкой, или Владимира Васильева, или моего отца не стал менее заметным от того, что Большой театр сейчас переживает не самое лучшее время, если судить по разговорам вокруг него.

- Илзе, в этом году вы создали фонд Илзе Лиепы. При этом вы участвуете в жизни фонда вашего отца. А ведь у вас ещё собственная школа, выступления и дочка. Не слишком ли много забот и обязанностей вы взвалили на свои плечи?

- Я не могу сказать, что я всеядна и хочу всё попробовать в жизни. Я не ставлю перед собой никаких задач. Жизнь сама ставит задачи. Что касается благотворительного фонда, то так много приходило и приходит каких-то посылов – надо помочь здесь, надо сделать это... Но на всё не хватает собственных средств. Когда есть возможность объединить друзей, взяться за руки и сделать что-то для тех, кто в этом нуждается, и во многом для балетной профессии, потому что здесь мы идём рука об руку со школой-студией, то вместе это будет большая сила и большие возможности что-то сделать.

Работа для настоящих парней

- К слову о вашей школе, какими качествами должен обладать ребенок, чтобы заниматься балетом?

- Есть конкретные данные: строение тела и ноги, подъём, выворотность, шаг, гибкость, чувство ритма, музыкальность и здоровье. Для такой профессии нужно много здоровья. Мне нравятся слова Михаила Барышникова. Это ответ тем, кто сомневается, что балет – мужская профессия. Он сказал: «Балет – это тяжёлая работа для настоящих парней». Я это часто говорю мамам, которые сомневаются, вести ли мальчика в балет. А то, что девочку надо вести в балет, в этом, дорогие мамы, даже не сомневайтесь. Это просто необходимо. Но нужно всегда взвесить, куда вы ведёте ребёнка, потому что мы в нашей школе часто сталкиваемся с тем, что к нам попадают дети испорченные. И не всегда надпись «Преподаёт артистка Большого театра» - гарантия того, что вы попадаете к хорошему педагогу. Хороший педагог – это особая профессия.

- Илзе, как вы думаете, с какого возраста следует приучать ребенка к прекрасному: водить его в театр, на балет и т.д.?

- Моя дочь пришла в Большой театр на балет «Спящая красавица», когда ей не было ещё трёх лет, но она была к этому готова. Спектакль длинный. Она посмотрела его практически на одном дыхании, потому что уже всё знала по моим рассказам: вот появляется фея Карабос, вот момент, когда просыпается принцесса Аврора. Она была уже готова к тому, чтобы воспринять спектакль. Сейчас я очень жду момента, когда мы пойдём на «Щелкунчика». Она уже хорошо знает и музыку, и видео. Сейчас так просто купить хорошую запись, где танцует Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Как мне приятно слышать, когда Надя смотрит спектакли и говорит: «Как я люблю Катю Максимову, если бы ты знала» (смеется). Надо самим любить что-то, чтобы иметь возможность передать это ребёнку. Если ты не любишь классическое искусство, то как ты можешь это передать? Классика во многом – поддержка будущей жизни детей, как ограждение от агрессии окружающей среды.

«Дедушка, может, вы хоть чаю выпьете?»

- Говорят, что женщины всегда ищут себе спутника, похожего на их отца, вы тоже искали копию отца?

- И для меня, и для моего брата отец - это нескончаемый источник вдохновения. Существуя в творческой профессии, я понимаю, что энергия таланта даёт огромный импульс сквозь время, как до нас доходит энергия таланта людей, которых мы никогда не видели и не слышали. Например, Шаляпина. Мы его слышали в каких-то записях, но не воспринимаем его как артиста. Но энергия его таланта доходит до нас, и мы понимаем, что это была уникальная личность, которая производила неизгладимое впечатление на тех, кто его слышал. Так и отец для нас. Да, он был нашим отцом, но рядом с нами существовал фантастический артист и танцовщик. Мы бесконечно питаемся энергией его таланта. Я понимаю, что трудно найти что-то близкое к нему. Но я радуюсь, что этот удивительный мужчина был моим отцом, и благодарю Бога за это.

Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа. Выступление в честь 20-летия телепередачи Момент истины . 2013 год
Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа. Выступление в честь 20-летия телепередачи «Момент истины». 2013 год. Фото: www.globallookpress.com

- Скоро Новый год, очень хочется узнать, какие традиции были в вашей семье?

- Для нас Новый год был удивительным праздником. Ни мама, ни отец не жалели сил, чтобы создать праздник для нас. Это были незабываемые представления. Отец брал в театре костюм Деда Мороза, делал полный грим, клеил себе нос. Он приходил и садился на лестнице. Видимо, давал маме знак, что Дед Мороз уже пришёл, и дальше начинался спектакль между мамой и отцом. Разговаривали родители примерно так. Мама, давясь от смеха, предлагала: «Дедушка, может, вы хоть чаю выпьете?», а он сиплым голосом отвечал: «Мне нельзя чай – я растаю. Мне шампанского» (смеется). Мы никогда не могли понять, что это наш папа. Он нам говорил, что уходит на правительственный концерт, а мы потом ему рассказывали, что приходил Дед Мороз.

- Сколько вам было лет, когда секрет раскрылся, и вы узнали, что к вам приходит не Дед Мороз?

- Когда мы немного подросли, родители решили сделать паузу и одеть Дедом Морозом нашего большого друга, живущего на первом этаже нашего дома, Юрия Леонидовича Леонидова, артиста МХАТа. Наш папа сказал, что в этот Новый год он остаётся с нами. Когда Юрий Леонидович вошёл в дверь, мы сразу сказали: «Дядя Юра, у вас ус отклеился» (смеется).

Онлайн с Илзе Лиепой смотрите на нашем сайте.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах