Примерное время чтения: 9 минут
1256

Сказку сделать фильмом. Самые известные картины Александра Птушко

Сюжет Наше старое кино
Александр Птушко,1959 год.
Александр Птушко,1959 год. / Давид Шоломович / РИА Новости

В советском кино было не так много режиссеров, которым удавалось погрузить зрителей в сказочный мир. Александр Роу, Илья Фрэз, Михаил Юзовский снимали фильмы и по старым сказкам, и по новым книгам, для детей и про детей, на их творчестве выросло не одно поколение советских граждан. Одним из самых известных «сказочных» советских режиссеров был Александр Птушко.

Птушко родился 19 апреля (3 апреля по старому стилю) 1900 года в Луганске. С детства неплохо рисовал, но революция и военное время заставили его отложить творчество. Уже после Гражданской войны он перепробовал несколько профессий, обучался в институте народного хозяйства, но в конце 1920-х начал работать в мастерской Юрия Меркулова, который разрабатывал объемную анимацию. В этой мастерской Птушко сделал свои первые мультфильмы в качестве режиссера и вообще серьезно увлекся анимацией.

Его фильмы были определенными вехами в отечественном кинематографе, будь то мультфильм «Властелин быта» (первый звуковой объемный мультфильм) или «Новый Гулливер», в котором куклы действовали наравне с актерами-людьми.

«Новый Гулливер», 1935 год.
«Новый Гулливер», 1935 год. 

Наработанный Птушко опыт сделал его одним из ведущих мастеров комбинированных съемок в СССР. Он, например, делал спецэффекты для фильмов «Дети капитана Гранта» (1936) и «Вий» (1967, он также был худруком и доснимал ленту), а также для многих картин, выпущенных в годы Великой Отечественной войны. Еще до войны он начал снимать сказки по классическим сюжетам: первой стала картина «Буратино», в которой тоже была живая кукла. Ну а после войны Птушко развернулся: в его фильмах на основе сказок и современных книг появился цвет, они стали яркими и вошли в золотой фонд отечественного кино.

«Каменный цветок», 1946 год

Фильм по уральским сказам Петра Бажова и сегодня выглядит впечатляюще: он был цветным (сразу после войны!), в нём Птушко сумел передать богатство пещеры Хозяйки Медной горы (её сыграла Тамара Макарова) и трудный путь Катеньки, невесты Данилы-мастера (Владимир Дружников), к своему суженому. Для Дружникова, одного из самых популярных актеров 1940-х, это была одна из первых ролей в кино.

Читайте также: В кино — с улицы. Почему в Тамару Макарову был влюблён весь Союз

«Каменный цветок», 1946 год.
«Каменный цветок», 1946 год.

«Садко», 1952 год.

Вольная экранизация былин новгородского цикла, героем которых был Садко — гусляр, который сумел угодить морскому царю, разбогатеть и стать купцом. В фильме показывают путешествие Садко в дальние страны, его приключения на дне морском. Всё это, разумеется, было снято с использованием спецэффектов и производило на юных зрителей волшебное впечатление. Главную роль исполнил Сергей Столяров, который и до этого играл в различных советских сказках («Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный»), а уже в конце карьеры исполнил роль Дара Ветера в «Туманности Андромеды».

«Садко», 1952 год.
«Садко», 1952 год. 

«Илья Муромец», 1956 год.

Новый эксперимент Птушко. Это был первый отечественный широкоформатный фильм со стереозвуком. Эксперименты на этом не закончились: в фильме широко применялись различные приемы комбинированных съемок, позволивших, например, снять нашествие тугарской орды численностью в сто тысяч человек. Столько статистов, разумеется, у Птушко не было: обошлись зеркалами и множественной экспозицией, когда кадр «появляется» по частям. В роли Ильи Муромца снялся Борис Андреев, а Столяров появился и в этой сказке: он сыграл Алешу Поповича.

Читайте также: Илья Муромец с характером. Как Борис Андреев свою правду отстаивал

«Илья Муромец», 1956 год.
«Илья Муромец», 1956 год. 

«Алые паруса», 1961 год.

Экранизация одноимённой повести Александра Грина, возможно, не совсем передавала дух литературного оригинала, но очень достоверно воспроизводила классический сюжет о Золушке, которая дождалась своего принца. На главную роль была выбрана 15-летняя Анастасия Вертинская (в том же году она снялась в еще одной сказке — фантастическом фильме «Человек-амфибия»), а красавца-капитана шхуны с алыми парусами сыграл уже известный актер Василий Лановой. Несмотря на критику современников, «Алые паруса» до сих пор входят в золотой фонд советского кино.

«Алые паруса», 1961 год.
«Алые паруса», 1961 год. 

«Сказка о потерянном времени», 1964 год.

«Но если ты в дупло залез — перед тобой волшебный лес!» Эту считалку-заклинание из экранизации сказки Евгения Шварца помнят, наверное, все, кто вырос в СССР. История о четырех школьниках, которые прогуливали уроки, а потом вступили в схватку со злыми волшебниками за свое потерянное время, была необычайно популярна. Экранизацию собиралась снимать Тамара Лисициан (в 1970-е она поставит две известные сказки: «Чиполлино» и «Волшебный голос Джельсомино»), но в последний момент фильм был отдан Птушко, для которого «Сказка о потерянном времени» оказалась единственной картиной о современности.

«Сказка о потерянном времени», 1964 год.
«Сказка о потерянном времени», 1964 год

«Сказка о царе Салтане», 1968 год. 

Сказку Пушкина уже экранизировали: в 1943 году вышел одноименный мультфильм. Но Птушко сделал примерно то, что сейчас делает компания Disney со своей классической анимацией: переснял тот же сюжет с живыми актерами. Главную роль — князя Гвидона — исполнил популярный советский актер Олег Видов. Для него она стала одной из немногих главных ролей в кино. Правда, слава настигнет Видова чуть позже: после выхода «Всадника без головы».

Читайцте также: Вдова Олега Видова: «Он устал от лжи, от системы, от кинобюрократов»

«Сказка о царе Салтане», 1968 год.
«Сказка о царе Салтане», 1968 год. 

«Руслан и Людмила», 1972 год.

Лебединая песня Александра Птушко, его последний фильм и вершина его творчества. Снова Пушкин, снова множество спецэффектов и чудесно рассказанная история. В принципе, оглядываясь на творчество Птушко, особенно позднее, поневоле задумываешься: если бы он увлекался не сказками, а, например, фантастикой, не могли бы «Звездные войны» появиться лет на десять раньше и не в Голливуде, а в СССР? Хотя Птушко собирался снимать и дальше, из-за болезни он не смог реализовать свои планы: режиссер скончался в Москве в 1973 году.

«Руслан и Людмила», 1972 год.
«Руслан и Людмила», 1972 год. 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах