В советском искусстве «лениниана» — произведения о жизни и деятельности вождя мирового пролетариата Владимира Ленина — занимала особое место. Множество скульптур, которые до сих пор стоят на главных площадях российских городов, огромное число картин, написанных именитыми художниками — все они создали тот самый каноничный образ Ленина, который сейчас знаком миллионам. Любопытно, что с этим валом картин и скульптур связан и забавный скандал — артисты пользовались услугами натурщика, которым был некий юрист Иосиф Славкин. Тот был действительно похож на вождя, но люди, близко знавшие Ленина при жизни, подмену разглядеть сумели; художников строго предупредили, Славкина тоже (обошлось без репрессий). Но на ситуацию это не повлияло — прижизненных изображений Ильича было мало, а фантазировать на тему — себе дороже. Но справились.
Кинематограф, разумеется, в стороне от «ленинианы» не остался, и там проблема внешнего сходства актера и Ленина встала в полный рост. Сергей Эйзенштейн пошел по тому самому простому пути, которым шли художники — нашел двойника (рабочего-токаря с Путиловского завода Василия Никандрова) и снял его в своем фильме «Октябрь». Современники считали, что непрофессиональный актер изобразил на экране нечто, очень похожее на пародию, и говорили, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него. В итоге его карьера в этой роли оказалась не слишком продолжительной — он появился на экране ещё буквально пару раз. Но другие актеры, которые добивались не только внешнего сходства, могли играть Ленина на протяжении многих лет.
Канонические Щукин и Штраух
Никандрову, конечно же, не удалось создать нужный образ Ленина. Зато в конце 30-х, в фильмах к 20-летию Октябрьской революции, это удалось сделать одновременно сразу двум профессиональным актерам. Народный артист СССР Борис Щукин в кино почти не снимался, он был известен по работе в Театре имени Евгения Вахтангова; его имя было присвоено театральному училищу при этом театре. Именно Щукин был основным претендентом на роль Ленина — он должен был сыграть вождя в фильме «Человек с ружьем». Но съемки задерживались, и киноначальники делегировали Щукина в другой проект — картину «Ленин в Октябре», который как раз и вышел к юбилею. Щукин сыграл Ильича ещё раз — в фильме «Ленин в 1918 году», который вышел в 1939-м; вскоре он скончался от болезни сердца. А вот в «Человеке с ружьем» Ленина сыграл Максим Штраух — бывший ассистент Эйзенштейна, который за десять лет до этого обучал актерскому мастерству того самого Никандрова. Стоит отметить, что у двух мастеров получились разные Ленины, хотя и похожие в своей монументальности; Надежда Крупская предпочитала образ Штрауха. Этот актер ещё несколько раз возвращался к роли Ленина — в начале 40-х, а потом в 50-е и даже 60-е («Ленин в Польше», 1966).
Ленины хрущевской оттепели
В советской «лениниане» фильмы были, разумеется, самые разные — и заметные, и проходные. Такое случалось даже в сталинский период, когда картин снималось мало, а присмотр за творцами осуществлялся серьезный. Но настоящий прорыв в киносаге про Ленина случился во время оттепели, когда появилось множество лент о революции и Гражданской войне. Но ни Михаил Кондратьев («Вихри враждебные», 1953, «По путёвке Ленина», 1958 и другие), ни Борис Смирнов («Коммунист», 1957, «Аппассионата», 1963) от созданного Щукиным канона не отступали — их Ленин носил всё тот же костюм-тройку с обязательным жилетом, был лысым, носил характерную бородку и картавил.
Эпоха Каюрова
А в начале 60-х на вахту заступил Юрий Каюров — актер из Саратовского театра драмы, которому на тот момент было 34 года. Впервые он сыграл Ленина в фильме «В начале века», который вышел в 1961-м — речь шла о молодых годах вождя и о его ссылке в Шушенском. Ну а потом — пошло-поехало. Всего Каюров сыграл Ленина 17 раз; он снимался в фильмах «Шестое июля», «Кремлёвские куранты», эпопеях «Хождение по мукам» и «Государственная граница». За картину «Ленин в Париже» актер получил Госпремию, а в последний раз сыграл «своего» персонажа уже в 1987 году — в фильме «В Крыму не всегда лето». Каюров был Лениным и на сцене — в 1967-м он перешел в Малый театр, где играл в спектакле «Джон Рид». Но при этом он был серьезным драматическим актером, у него были роли во многих классических постановках Малого.
Ленин позднего СССР
Конечно, в 70-е и 80-е годы советское кино пополняло «лениниану» не только с помощью Каюрова. Ленина тогда играли множество известных актеров — среди них были Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Андрей Мягков, а чуть раньше, в середине 1960-х, отметился в этой роли и Иннокентий Смоктуновский. Но и они в основном не выбивались из образа, заложенного тем же Щукиным — да и вряд ли им позволили. К Ленину идеологи относились очень серьезно, именно он был создателем КПСС и Советского государства, и какие-то вольности в трактовке его личности просто не допускались. Но уже в конце 80-х запреты начали снимать, в 1991-м телеведущий Сергей Шолохов на пару с музыкантом Сергеем Курёхиным провозгласили Ленина грибом, а своеобразный итог подвел в 1992 году Леонид Гайдай — в его комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» главный мафиози гримируется под советских вождей, а среди масок был и Ленин.
Сыграл этого Артиста актер Андрей Мягков, который уже был Лениным — правда, настоящим — в фильме «Надежда» 1973 года.