Великая Октябрьская социалистическая революция, вне всяких сомнений, стала одним из ключевых событий XX века. Ее влияние на мировые процессы проявилось уже к началу 1920-х годов, и с течением времени эта тенденция становилась все более заметна.
Товарищ Эйзенштейн получает карт-бланш
Октябрь 1917-го неизбежно должен был получить воплощение в «важнейшем из всех искусств» — кинематографе. Впервые этот вопрос был поднят в середине 1920-х годов, когда советская власть укрепилась окончательно и бесповоротно.
Съемки первого кинофильма, приуроченные к 10-летию революции, поручили Сергею Эйзенштейну, снявшему перед этим великий фильм «Броненосец "Потемкин"».
Собственно, картина, получившая название «Октябрь», задумывалась как завершающая часть трилогии, в которую также входили фильмы «Стачка» и «Броненосец "Потемкин"».
Эйзенштейн получил полную поддержку руководства страны — ему практически без ограничений выделяли пленку, средства на костюмы и декорации и т. д. Снималась картина непосредственно там, где и проходили исторические события. Впоследствии злые языки утверждали, что увлекшийся Эйзенштейн нанес городу на Неве ущерба больше, чем сами революционные события.
Несмотря на все усилия, того успеха, что был у «Броненосца», «Октябрь» не добился. Но при этом гениальный режиссер создал визуальный ряд, ставший на десятилетия канонической версией захвата власти большевиками. Когда в советские годы шел разговор о событиях октября 1917-го, обязательно демонстрировались кадры штурма Зимнего дворца из картины Эйзенштейна. С течением времени они стали восприниматься как документальные.
Кастинг на роль Ильича
Едва ли не главной проблемой, с которой столкнулся Эйзенштейн, стал поиск героя на роль Ленина. До «Октября» никто не пытался показать Ильича на экране. Стоит заметить, что и ленинского культа как такового еще не существовало — он ушел из жизни всего за три года до съемок, и для соратников оставался не небожителем, а вполне земной фигурой с различными достоинствами и недостатками.
За советом о том, кто должен сыграть роль Ленина, Эйзенштейн обратился к близким Владимира Ильича — к сестре Марии Ульяновой и вдове Надежде Крупской. Те в один голос заявили, что не хотели бы, чтобы Ленина играл профессиональный актер. Надежда Константиновна выразила пожелание, чтобы Ильича «сыграл рабочий».
Эйзенштейн был озадачен. У него появилась идея снять картину о революции вообще без фигуры вождя, однако затем режиссер посчитал, что это все же чересчур смело.
В итоге начался, как сказали бы сейчас, кастинг на роль Ленина.
«Того самого» нашел режиссер Борис Чайковский. В 1925 году он в Новороссийске снимал картину «В плену у белых» и в массовке заметил человека, поразительно похожего на Ленина. Когда начались съемки «Октября», Чайковский нашел этого человека и представил Эйзенштейну.
Темпераментный токарь
Уроженец деревни Бачевка Костромской губернии Василий Никандров действительно не был профессиональным актером, хотя и имел некоторый опыт игры в самодеятельном театре.
До революции он работал токарем-оружейником на заводах Петрограда, затем участвовал в Гражданской войне (разумеется, на стороне красных), служил в ЧК, а затем стал механиком буксира в Новороссийске.
Эйзенштейн остался доволен кандидатом, тем более что роль ему предстояла не самая сложная — всего несколько сцен в немом фильме.
Тем не менее проблем «Ленин» доставил немало. Ассистент режиссера Максим Штраух вспоминал: «Мне очень трудно было готовить Никандрова к съемкам. Уже первые дни работы над фильмом показали, что у Василия по сути нет никакого сценического опыта. Этот темпераментный человек, очень гордившийся своей ленинской внешностью, во время съемок был временами беспомощен».
Ирония в том, что некоторое время спустя новым «кино-Лениным» стал сам Штраух.
«Вождь» под арестом
Отсутствие сценического опыта — это полбеды. Но Никандров довольно быстро стал спекулировать своим сходством. Однажды его пришлось забирать из отделения милиции, куда «вождь» загремел после драки. Оказалось, что заскучавший актер отправился в гостиничный ресторан, где подсел к какой-то веселой компании. Изрядно выпив, Никандров поругался с собутыльниками и полез в драку. Когда приехал милицейский наряд, рабочий вырывался и кричал: «Кого забираете, гады! Я Ленин, я вам свободу дал!»
Дежурный по отделению милиции был настроен весьма серьезно и обещал посадить «афериста» на длительный срок. С огромным трудом Никандрова освободили, и Эйзенштейн тут же предупредил — еще один такой номер, и кинокарьера рабочего завершится.
Нельзя сказать, что Никандров не старался. Он смотрел кинохронику, разговаривал с Надеждой Крупской, старался перенять главные ленинские черты. Любопытно, что первый «Ленин» в кино был на год старше своего прототипа. А с учетом того, что фильм снимался спустя десять лет после революции, Ленин в «Октябре» выглядит ощутимо старше реального вождя.
Критика Маяковского и роль в Малом театре
Правда, массовка на съемках всего этого не замечала. Каждое появление Василия Никандрова встречалось криками «ура» и бурным восторгом. Народ готов был снова идти за «Ильичом» на штурм мирового империализма.
После выхода фильма работу Никандрова многие раскритиковали. Особенно безжалостен был Владимир Маяковский: «Пользуюсь случаем при разговоре о кино еще раз всяческим образом протестовать против инсценировок Ленина через разных похожих Никандровых. Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него».
Несмотря на это, Никандров успел сняться в той же роли еще в двух картинах — «Великий путь» и «Москва в Октябре». Более того, он даже выходил на сцену Малого театра в постановке «1917». Ничего выдающегося он там не демонстрировал, появляясь лишь в финальных сценах, но и этого хватало для того, чтобы публика устраивала ему бешеную овацию.
В 1941 году семью «Ленина» спешно отправили в эвакуацию
В следующий раз за образ Ленина в кино взялись лишь к 20-летию революции, и концепция существенно поменялась. Фигура вождя теперь была слишком значимой, чтобы доверять ее самодеятельным актерам, да и кино стало звуковым. В картине «Ленин в Октябре» Ильича сыграл Борис Щукин, а в легендарном фильме «Человек с ружьем» — уже упоминавшийся Максим Штраух.
Что касается Василия Никандрова, то его актерская карьера завершилась. Он перебрался в Ростов-на-Дону, где, по утверждению старожилов, продолжал эксплуатировать свое сходство с Лениным. Впрочем, за рамки допустимого Никандров если и выходил, то не настолько, чтобы им всерьез занялись компетентные органы.
В 1941 году во время стремительного наступления гитлеровцев Василия Никандрова вместе с семьей эвакуировали в Алтайский край. В Ростов он вернулся в 1943 году и спустя год скончался в возрасте 75 лет.
Впоследствии о Никандрове вспоминали в основном кинокритики, изучавшие «Лениниану». Существенно вклада в киноискусство Василий Николаевич, конечно, не внес. Просто он стал первым, а это всегда непросто.