Комик вместо Терминатора
В 1980-х годах Голливуд выпустил на мировые экраны целый взвод героев-одиночек, между завтраком и обедом ежедневно спасающих мир. Однако полицейский из Нью-Йорка Джон Макклейн, появившийся в этом ряду едва ли не последним, стоит особняком. В отличие от Рокки, Рэмбо и прочих, старина Джон к подвигам не стремится, и, вступая в бой с террористами, задаётся вопросом, как он мог вообще в такое вляпаться. Именно своей человечностью и полюбился зрителям герой Брюса Уиллиса.
Всё началось в 1979 году, когда известный американский писатель Родерик Торп выпустил один из своих самых популярных романов «Ничто не вечно». В романе Торпа полицейский Джозеф Лиленд спасал дочь, попавшую в заложники к преступникам.
Во второй половине 1980-х до книги Торпа добрались голливудские продюсеры, пребывающие в вечном поиске новых сюжетов.
Изначально фильм, в основу которого лёг роман Торпа, должен был стать продолжением боевика «Коммандо», а главную роль готовили для Арнольда Шварценеггера.
Арни, однако, сюжетом не проникся, и сценаристы стали срочно переписывать сюжет для нового героя, которого доверили сыграть Брюсу Уиллису.
Продюсеры сильно рисковали — промаявшийся несколько лет по заштатным театрам Уиллис сумел раскрыться в телесериале «Детективное агентство "Лунный свет"», куда его взяли как партнёра для звезды Сибилл Шеперд. Брюс этот шанс использовал на все 100, начисто переиграв партнёршу и став первой звездой сериала.
Но в «Лунном свете» Уиллиса рассматривали скорее как комика, а здесь ему предложили роль героя, сражающегося с террористами. Многим это показалось блефом.ч
Умри медленно в хрустальных джунглях
Но Уиллиса явно недооценивали, что стало ясно, когда летом 1988 года фильм вышел на экраны. Именно комический талант актёра сделал Джона Макклейна уникальным и неповторимым.
Полицейский, погрязший в семейных проблемах, плохо переносящий авиаперелёты, да и вообще совершенно не похожий на супергероя, задал жару террористам, на свою беду под Рождество захватившим небоскрёб с супругой Макклейна.
При этом на протяжении всего фильма герой-одиночка страдал от боли, делал большие глаза от ужаса при взрывах и отчаянно матерился — словом, вёл себя, как нормальный живой человек. Человек, который в трудную минуту оказался способен на большее, чем он сам мог подумать.
При бюджете в 28 миллионов долларов картина собрала почти 140 миллионов, а сам Брюс Уиллис решительно шагнул в число главных звёзд Голливуда.
Непохожий на другие боевик имеет такое же непохожее на другие название. «Die Нard» переводится как «жизнестойкий, живучий человек; упорный, несгибаемый; сопротивляющийся до последнего)».
Стремясь подобрать наиболее похожее название, переводчики потратили немало сил. В России фильм был изначально известен как «Умри тяжело, но достойно», и «Неистребимый». В итоге же закрепилось название, данное фильму после выхода в легальный прокат — «Крепкий орешек».
Любопытно, но с названием мучились не только в России. Финнам картина известна под жизнеутверждающим названием «Через мой труп», венграм — «Отдай свою жизнь подороже», немцам — «Умри медленно», а испанцам и вовсе как «Хрустальные джунгли».
Впрочем, на популярность картины разница в названиях не повлияла. Мир принял Джона Макклейна как родного. И даже американская Киноакадемия номинировала «Крепкий орешек» на «Оскар» в четырех категориях, не дав, правда, ни одной награды.
Как Уиллис Гибсона играл
Естественно, продюсеры, почувствовавшие в Джоне Макклейне (и в Уиллисе, конечно) большой потенциал, не могли остановиться на достигнутом. В основу второй части приключений полицейского из Нью-Йорка легла книга Уолтера Уэйджера «58 минут».
Теперь Джон Макклейн, собравшийся провести веселое Рождество с супругой, вынужден спасать ее и других людей, захваченных террористами в заложники в аэропорту. По сюжету книги, на то, чтобы спасти людей в самолетах, у главного героя всего 58 минут. Продюсеры, однако, решили, что Макклейн может и не справиться за 58 минут, переписав сюжет в сторону увеличения лимита времени.
В «Крепком орешке-2» стало больше спецэффектов и меньше шуток от Макклейна. По счастью Брюс Уиллис, еще не уставший от своего героя, отсутствие шуток в сценарии компенсировал импровизацией. В итоге вторая часть саги получилась, пожалуй, лучшей, несмотря на то, что снимал ее режиссер Рене Харлин, ныне известный как специалист по кинопровалам. Но тут все сошлось одно к одному — вышедший на экраны в 1990 году «Орешек» номер два оказался лучшей работой Харлина.
На 70 миллионов бюджета зрители ответили 240 миллионами кассовых сборов, что сделало почти неизбежным появление третьей части картины.
«Крепкий орешек-3» вышел спустя пять лет и, откровенно говоря, уже не был столь убедительным, как первые две части. Нет, Брюс Уиллис продолжал органично смотреться в роли Джона Макклейна, однако условия, в которые он попал, не совсем ему подходили.
Изначально речь должна была снова идти о заложниках, на сей раз захваченных на корабле. Однако идея о том, что герой-полицейский в третий раз будет выручать из беды жену, не вдохновила создателей. В итоге жену убрали вовсе, выдали Джону темнокожего напарника и отправили разгадывать загадки террориста, являющегося родным братом злодея, убитого Макклейном в первой части.
Всё бы ничего, но сценарий, по которому сняли «Крепкий орешек-3», изначально был написан для «Смертельного оружия-4». Возможно, именно поэтому кое-кому из поклонников саги стало казаться, что Уиллис играет не Макклейна, а Мэла Гибсона.
В итоге при бюджете в 90 миллионов долларов картина собрала в прокате более 360 миллионов, а многие поклонники Джона Макклейна заговорили о том, что ему пора на покой.
Хороший фильм, чтобы умереть
Пауза между третьим и четвёртым «Крепкими орешками» составила 12 лет, и, право, лучше бы она продолжалась вечно.
Постаревший Джон Макклейн на сей раз сражается с кибертеррористами и спасает из плена свою дочь. Поскольку «олдскульный» герой не разбирается в компьютерных технологиях, в помощники Джону дан хакер, которого полицейский спасает от смерти.
«Крепкий орешек-4» напичкан спецэффектами в лучших традициях 2007 года, но утратил главное — герой Уиллиса лишился фирменного чувства юмора, в результате чего стал похож на всех остальных героев боевиков.
Однако те, кто не ностальгирует по раннему Макклейну, сочли фильм успешным. Доказательство тому кассовые сборы — более 380 миллионов долларов при 110 миллионах бюджета.
Любителям классики оставалось утешать себя тем, что могло быть и хуже — в первоначальной версии Джон Макклейн должен был вырывать из лап азиатской мафии свою дочь, работающую танцовщицей где-то на Карибах. При этом Джон вместо пистолета должен был пускать вход приемы восточных единоборств. Брюс Уиллис, отбивающий хлеб у Стивена Сигала и Джекки Чана, — может ли быть что-то ужаснее?
«Может!» — уверенно ответили продюсеры, в 2013 году продемонстрировав пятую часть саги о Джоне Макклейне, вышедшую в России под названием «Крепкий орешек: хороший день, чтобы умереть».
По велению сценариста Скипа Вудса, ранее участвовавшего в экранизациях комиксов, Джон Макклейн отправился в Россию, чтобы помочь сыну, который, как оказалось, выполняет задание правительства США, спасая из тюрьмы олигарха-диссидента, который на поверку оказывается торговцем ядерными материалами.
Пятый «Орешек» оказался такой развесистой «клюквой» о России, таким набором стереотипов, что на его фоне легендарная «Красная жара» — документальная лента о жизни в СССР. К тому же, создатели сочли, что самое верное средство правдоподобно показать Москву — это организовать съёмки в Будапеште.
От классической саги о нью-йоркском полицейском в пятой картине не осталось ничего, кроме постаревшего Брюса Уиллиса, окончательно растерявшего юмор и шарм, присущий своему герою.
При 92 миллионах долларов бюджета картина собрала в прокате около 305 миллионов долларов. Результат успешный, но заметно уступающий третьему и четвёртому фильмам.
Критики же и вовсе разгромили фильм, посчитав его самой слабой частью эпопеи.
Словом, это был действительно хороший день, чтобы умереть. Умереть истории Джона Макклейна, которая пережила свою славу.
Последний парад наступает...
Но у продюсеров и самого Брюса Уиллиса другое мнение. В 2015 году ожидается выход на экраны шестой части похождений «Крепкого орешка», которую планируют сделать-таки заключительной.
По некоторым сведениям, сюжет шестого «Орешка» будет связан с поездкой Джона Макклейна в Японию, где ему должны вручить награду в честь 30-летия спасения заложников в небоскребе «Накатоми». Разумеется, гладко мероприятие не пройдёт, и Джону вновь предстоит тряхнуть стариной...
Хочется надеяться, что заключительная часть саги реабилитирует Макклейна и напомнит о тех временах, когда знаменитое «Йо-хо-хо, ублюдок!» звучало так, что сам Станиславский бы крикнул: «Верю!».