Сегодня Николай Губенко — художественный руководитель театра «Содружество актёров Таганки» и заместитель председателя Московской городской думы, но зрители хорошо помнят его как актёра кино и театра, сценариста и режиссёра.
В советские годы Губенко часто слышал в свой адрес слова: «бешеное трудолюбие», «великолепная актёрская техника», «прирождённый режиссёр», — однако всегда отличался скромностью. «Думаю, в моём поступлении было пятьдесят процентов удачи и пятьдесят процентов провинциальной необычности. Я приехал в одолженном клифте, в узких брюках-дудочках с огромными манжетами, вёл себя достаточно свободно, а на вступительных экзаменах пел под гитару одесские блатные песни», — вспоминал о своём поступлении во ВГИК народный артист.
В день рождения Губенко АиФ.ru вспоминает фильмы, которые сделали из него звезду советского экрана.
«Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), реж. М. Хуциев
1964 год
Талант юноши, который приехал из Одессы поступать в Москву на театральное отделение, оценил не только его художественный руководитель, знаменитый Сергей Герасимов, но и режиссёр Марлен Хуциев, который пригласил первокурсника в свой фильм «Мне двадцать лет» (сегодня известный как «Застава Ильича»).
Лирическая картина была сразу признана одним из символов хрущёвской оттепели и поколения «шестидесятников». Её успех был колоссальным — только за первый год драму посмотрело 8,8 млн зрителей, а на Венецианском кинофестивале 1965 года работа Хуциева получила «Специальный приз жюри». Молодой Губенко, сыгравший в фильме одну из ведущих ролей — рабочего паренька Николая Фокина, — в одночасье стал знаменитым. Но несмотря на признание, своей работой остался недоволен. Как выяснилось позже, ему было «не очень интересно создавать как бы копию самого себя» — актёр считал, что образ Фокина слишком похож на него самого.
«Последний жулик», реж. Вадим Масс, Ян Эбнер
1966 год
Одной из самых ярких работ в фильмографии молодого артиста была советская сатирическая комедия «Последний жулик» режиссёров Вадима Масса и Яна Эбнера. Действие фантастической картины разворачивалось в недалёком будущем, когда преступность в СССР удалось победить. Но тут из последней тюрьмы на свободу выходит бывший шулер по кличке Валет…
Сегодня «Последний жулик» утратил свою злободневность, а в годы, когда от каждой советской картины требовали идейной нагрузки и высокой морали, фильм выглядел вызывающе. Режиссёры рисковали, создавая комедийно-гротескную ленту, но благодаря талантливой команде, история получилась не столько «безыдейной», сколько увлекательной. В рядах съёмочной группы трудились всем известные люди: Микаэл Таривердиев, Владимир Высоцкий, Александр Бойм. Ну и конечно, сам Губенко, который с большим удовольствием взялся за непритязательную роль главного хулигана.
«Пароль не нужен», реж Борис Григорьев
1967 год
Ради участия в фильме Бориса Григорьева Губенко пожертвовал ролью Галилея в спектакле на Таганке (она была отдана Высоцкому) и никогда об этом не жалел. Роль знаменитого советского полководца Блюхера в драме «Пароль не нужен» стала одной из самых заметных работ в его карьере и окончательно убедила критиков в таланте артиста.
Сюжет фильма строился вокруг героя Гражданской войны Василия Блюхера, в 1938 году обвинённого в шпионаже и измене Родине. Несмотря на то, что знаменитый полководец уже давно был реабилитирован, советские идеологи времён Брежнева старались сдерживать интерес к репрессированным деятелям. Поэтому фильм «Пароль не нужен» был вызывающей, но привлекательной акцией, которая не могла не заинтересовать Губенко.
26-летний актёр с большим азартом приступил к работе над серьёзной картиной. Он хотел отойти от штампов в изображении советских героев и показать другую сторону полководца — настоящего человека, которому нелегко даются победы.
«Дворянское гнездо», реж. А. Кончаловский
1969 год
«Нет маленьких ролей, есть маленькие актёры», — любил повторять Константин Станиславский. С великим режиссёром был согласен и Губенко, который ко всем своим работам относился с одинаковым трепетом и уважением. В 1969 году советский артист снялся в эпизодической роли в фильме Андрея Кончаловского по мотивам одноимённого романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо». Популярный артист появился в картине всего на несколько минут, исполнив роль хитрого барышника Ситникова.
Перед Губенко стояла непростая актёрская задача — за секунды суметь раскрыть характер героя, показав законченный психологический портрет мошенника XIX века. Артисту как всегда блестяще удалось перевоплотиться в своего персонажа, он сделал Ситникова настолько запоминающимся и ярким героем, что тот до сих пор у зрителей ассоциируется именно с ним.
«Они сражались за Родину», реж. С. Бондарчук
1975 год
В 1976 году по опросу журнала «Советский экран» фильм Сергея Бондарчука по одноимённому роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину» был признан «Лучшим фильмом». Губенко посчастливилось играть вместе с такими советскими звёздами, как Юрий Никулин, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Василий Шукшин. В нашумевшем фильме он исполнил роль простого лейтенанта Голощёкова, близкого по духу каждому русскому человеку.
Во время работы над картиной Губенко очень сблизился с исполнителем главной роли Василием Шукшиным и даже собирался обсудить с ним постановку фильма о Степане Разине. Но больше актёрам увидеться не довелось — Шукшин скоропостижно скончался. А спустя годы Губенко говорил о встрече с режиссёром фильма «Они сражались за Родину» и его главным героем как об одном из самых значимых моментов в своей жизни.
Читайте также: Они сражались за шедевр. Как создавалась лента «Они сражались за Родину»
«Подранки», реж. Н. Губенко
1976 год
Самой знаменитой работой Губенко и сегодня считается фильм «Подранки». В картине о жизни детей, воспитывающихся в детдоме в послевоенные годы, он одновременно выступал в роли актёра, сценариста и режиссёра.
«Подранки» принесли ему заслуженное признание не только в СССР, но и за рубежом. Драму награждали на многочисленных международных конкурсах и даже показали в рамках основной конкурсной программы Каннского фестиваля. Но для артиста это был не кинофильм, а самая настоящая исповедь. «Подранки» носит автобиографический характер, ведь, как и Губенко, главный герой картины в начале войны потерял отца и мать и попал в детский дом.