Примерное время чтения: 4 минуты
6878

Чёрно-белый «Рай». Что известно о новом фильме Андрея Кончаловского

«Рай».
«Рай». Кадр из фильма

«Рай» уже принёс именитому режиссёру целый ряд престижных кинематографических наград, а впереди ещё возможная номинация на «Оскар». В основе сюжета новой драмы Андрея Кончаловского лежит история трёх судеб, которые переплелись в дни Второй мировой войны: русской эмигрантки Ольги (Юлия Высоцкая), спасшей еврейских детей, француза-коллаборациониста Жюля (Филипп Дюкен) и немца Хельмута (Кристиан Клаус), высокопоставленного офицера СС. Режиссёр рассказывает их истории при помощи серии интервью, а также реконструкции описанных событий.

АиФ.ru приводит 10 фактов, которые помогут больше узнать о долгожданной премьере.

1. Мировая премьера фильма состоялась 8 сентября 2016 года в рамках основного конкурса 73 Венецианского международного кинофестиваля и была тепло встречена западными зрителями. Согласно светской хронике, на премьерный показ «Рая» собралось огромное количество публики, а на церемонии награждения никто не удивился, когда Кончаловскому вручили «Серебряного льва» за лучшую режиссёрскую работу.

2. Главную идею фильма «Рай» Кончаловский видит в словах немецкого философа Карла Ясперса: «Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остаётся. Лишь знание способно предотвратить её. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что всё это действительно происходило...». Режиссёр призывает не забывать правду, какой бы неудобной она ни была.

3. Фильм снят в чёрно-белой цветовой гамме, которая помогает создать эффект документального кино. Основной целью режиссёра было «заставить зрителя почувствовать, что он смотрит архивные видеосъёмки». Для этого же в «Рае» Кончаловский сделал акцент не на драме, а на «наблюдении за жизнью и смертью».

4. Фильм снят на трёх языках: русском, немецком и французском. Такое решение было принято режиссёром, чтобы создать ощущение документального кино. Более того, Кончаловский не хотел, чтобы актёры дословно заучивали текст, он просил их в рамках сценария придумывать и «проживать» собственные истории.

5. В качестве консультантов к проекту привлекались историки, специализирующиеся на периоде Второй мировой войны, оккупации Франции и движении французского Сопротивления. Помимо сотрудничества с консультантами, вся творческая группа самостоятельно работала с архивными документами того времени, фотоматериалами (находящимися на хранении в закрытых архивах), а также отсмотрела в общей сложности несколько сотен часов материалов из архивов России, Германии, Франции, Америки.

6. Кончаловский не хотел приглашать на главные роли знаменитых актёров, чтобы у зрителей не возникало ассоциации с другими проектами (это могло разрушить всё тот же эффект документальности). Артистов искали в трёх странах, по задумке режиссёра немецких героев должны были играть немцы, французских — французы. Все они получили списки книг, которые помогли им составить правильное представление о жизни своих персонажей.

7. Пожалуй, самая сложная подготовка к роли была у Юлии Высоцкой. Актриса не только долгое время изучала страшный быт женских концентрационных лагерей, но и радикально сменила свой «гламурный» облик. Супруга Кончаловского похудела практически до состояния истощения и постриглась наголо. О своём неожиданном преображении актриса и телеведущая говорит так: «Когда меня наголо брили, я, может быть, и чувствовала гнев, но к мужу, а не к режиссёру. Во мне в таких случаях, слава Богу, всегда побеждает актриса».

8. Единственный прототип реально существовавшего человека в фильме «Рай» — это образ Генриха Гиммлера. Для Кончаловского было очень важно, чтобы исполнитель этой роли обладал внешним сходством с военным деятелем Третьего рейха. Подходящего артиста долго искали среди германских исполнителей, но в результате роль решили доверить русскому актёру Виктору Сухорукову, который не знает немецкого языка (его переозвучил немецкий артист).

9. Съёмки фильма проходили в России и Германии. Средиземноморские пейзажи были найдены в Крыму, интерьеры концентрационного лагеря построили в павильонах киностудии «Мосфильм», а бараки лагеря — на территории старой военной части, где частично сохранились аутентичные деревянные постройки того времени. В Германии же отсняли все сцены, связанные с домом главного героя, Хельмута, сцены на ферме, эпизоды в кабинете Гиммлера, а также весь французский блок.

10. Фильм «Рай» был выдвинут от России на соискание премии Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и уже вошёл в её шорт-лист. Имена номинантов на самую престижную кинонаграду мира станут известны 24 января. Есть все шансы, что чёрно-белая драма Кончаловского окажется в списке (помимо очевидных достоинств картины и профессионализма режиссёра, в пользу номинации говорит тот факт, что голливудские киноакадемики любят отмечать кино о Холокосте).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах