Главные роли сыграли овчарка Дейк и Юрий Никулин. Кадр из фильма
60 лет назад, 13 марта 1965 года в советский прокат вышла картина Семена Туманова «Ко мне, Мухтар!», основанная на жизни реального милицейского пса история о верности, которая показала совсем другое лицо Юрия Никулина.
Среди артистов ходит байка о том, что не стоит сниматься с детьми и животными — переиграют, не оставив ни малейшего шанса. Байка эта постоянно опровергается самой жизнью — фильмы с участием юных актёров и самых разных животных выходили, выходят и будут выходит, наверное, всегда, а занятые в них актёры не пропадают бесследно в тени своих партнеров, а иногда даже выходят на первый план. В советском кино один из характерных примеров такого был фильм «Ко мне, Мухтар!», где главные роли сыграли овчарка Дейк и Юрий Никулин.
Откуда взялся Мухтар?
Настоящего «Мухтара» звали Султан — это был милицейский пёс, который служил в ленинградском уголовном розыске ещё во время войны, участвовал в задержании тысячи преступников, нашел ценности на 3 млн тех ещё рублей, был дважды ранен... а потом ушел на пенсию, как и все служебные собаки. Но именно Султана взял к себе майор Пётр Бушмин, у которого он и прожил до самой смерти. Ну а в конце 1950-х чучело Султана увидел в музее угро писатель Израиль Меттер, заинтересовался — и написал повесть «Мурат», которая была издана в 1961 году.
Кинематографисты быстро заинтересовались этой историей. Меттер написал сценарий, в котором Мурат превратился в Мухтара — под таким названием повесть и переиздавали. Ну а за постановку взялся режиссер Семён Туманов — бывший фронтовик, он больше работал в театрах, а новая картина была его третьей полнометражной работой и первой — самостоятельной; предыдущие фильмы — «Алешкина любовь» и «Павлуха» — он снимал с режиссером Георгием Щукиным. Ну а больше всего проблем оказалось с подбором исполнителей главных ролей.
Сотрудник Ленинградского уголовного розыска Пётр Бушмин и служебный пёс Султан Фото: Commons.wikimedia.org
«Такой милиционер вполне может быть»
Юрий Никулин в своей книге «Почти серьёзно» вспоминал, что до него на роль младшего лейтенанта милиции Глазычева пробовались шесть человек, одного актера уже утвердили на худсовете, но в последний момент Туманов решил всё переиграть. Никулин сомневался, что ему стоит браться за роль милиционера — предыдущая его фильмография буквально пестрела отрицательных персонажей, от выпивохи из «Неподдающихся» до Балбеса в двух короткометражках Леонида Гайдая. Но режиссёр настаивал, а после проб с актрисой Екатериной Савиновой (он сыграла небольшую роль кладовщицы из обворованного злоумышленниками санатория) Никулин и сам уверился — «такой милиционер вполне может быть».
Сложнее всего оказалось с исполнителем — вернее, исполнителями — роли Мухтара. На всякий случай взяли сразу трёх собак — двух опытных «милиционеров» Урала и Байкала, а также молодого необученного пса из «зоопарка» киностудии «Мосфильм». Но уже первый день съёмок показал: псы, хорошо выполняющие свою основную работу, на площадке ведут себя не так, как настоящие артисты — пугаются громкого оборудования. «Собаки наотрез отказались сниматься. Они испуганно озирались по сторонам, потом легли на снег и ни за что не хотели сдвинуться с места», — писал Никулин.
И это после того, как актёр потратил две недели, чтобы завоевать их доверие — приезжал два раза в день в питомник: кормил и выгуливал.
Пришлось искать четвёртую собаку — но она нашла себя сама. Узнав об экранизации повести, на студию написал киевский инженер Михаил Длигач, который безапелляционно заявил: сниматься должен его пёс Дейк. От отчаяния решили проверить — и Дейк подошёл идеально. Он был послушным, аппаратуры и камер не боялся, и лишь в отдельных сценах хозяина просили пса придерживать, чтобы тот не выскакивал под камеру. Как например, в сцене встречи Мухтара со своей бывшей хозяйкой в исполнении Аллы Ларионовой. Ларионова, кстати, настояла, что будет сама сниматься в этой сцене — по предварительным планам её должна была заменить каскадёр.
Никулин весьма забавно описывает процесс своего «срабатывания» с Дейком — только на то, чтобы тот принял у него из рук еду, ушло примерно две недели. И всё это в условиях цейтнота, поскольку киношники всегда подстраиваются под натуру. А вообще съёмки фильма о Мухтаре заняли почти год — вместо заложенных на картину четырёх месяцев.
Алла Ларионова в фильме «Ко мне, Мухтар!».
Мухтара не забыли
В прокат «Ко мне, Мухтар!» вышел 13 марта 1965-го. Картину посмотрели 29,6 млн человек — очень солидная аудитория, особенно, если учитывать, что «Операция «Ы» Гайдая привлекла в кинотеатры 69,6 млн человек.
Вообще у зрителей в том году, наверное, случился настоящий диссонанс — у Гайдая Никулин представал в образе знакомого правонарушителя Балбеса, а в «Мухтаре» он оказался очень убедительным милиционером, который не предал своего четвероногого друга. Но позже все привыкли, что Никулин — не только отличный клоун, но и актер многих дарований, который может и Балбеса сыграть, и Горбункова, и следователя Мячикова, и рядового Некрасова из «Они сражались за Родину».
Но и влияние у фильма Туманова оказалось очень заметным — по городам и весям СССР вскоре начали бегать многочисленные Мухтары, собаки, получившие эту кличку в честь одного из главных героев фильма. Сам Дейк прожил ещё три года и в кино больше не снимался; Никулин потом переписывался с его хозяином — у пса был сын, который был на него очень похож и носил такую же кличку. А Длигач много лет мечтал, чтобы про Мухтара сняли и второй фильм.
Мечта эта исполнилась в 2004-м — вышел сериал «Возвращение Мухтара», в котором уже не было Дейка, но были другие псы. Это не ремейк — просто будни рабочей милицейско-полицейской собаки, которая помогает раскрывать преступления и задерживать преступников. То есть делает то, за что и помнят Султана.
Ко мне, Мухтар! Знаменитые полицейские собаки в кино и в жизни
Джульбарс — собака минно-розыскной службы, участник Великой Отечественной войны. Джульбарс сумел обнаружить более 7 тысяч мин и 150 снарядов. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания был награждён медалью «За боевые заслуги», это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды. Джульбарс снялся в фильме «Белый Клык».
В 1964 году на экраны вышел фильм «Ко мне, Мухтар!», где рассказывается трогательная история дружбы рядового сотрудника милиции и его четвероногого друга, восточноевропейской овчарки. Самоотверженный пёс выручает хозяина в опаснейших ситуациях, которые готовит им нелёгкая служба.
Наверняка многие помнят фильм «К-9: Собачья работа», вышедший в 1989-м — весёлую историю про американского полицейского и его напарника — собаку по кличке Джерри Ли, который на всё имеет своё собственное мнение.
Сериал «Комиссар Рекс» о немецкой овчарке — штатном сотруднике Венской криминальной полиции в отделе по расследованию убийств. Чуткий нос, бесстрашие и преданность друзьям-полицейским сделали его настоящей грозой преступного мира Австрии.
Джульбарс — собака минно-розыскной службы, участник Великой Отечественной войны. Джульбарс сумел обнаружить более 7 тысяч мин и 150 снарядов. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания был награждён медалью «За боевые заслуги», это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды. Джульбарс снялся в фильме «Белый Клык».
В 1964 году на экраны вышел фильм «Ко мне, Мухтар!», где рассказывается трогательная история дружбы рядового сотрудника милиции и его четвероногого друга, восточноевропейской овчарки. Самоотверженный пёс выручает хозяина в опаснейших ситуациях, которые готовит им нелёгкая служба.
Наверняка многие помнят фильм «К-9: Собачья работа», вышедший в 1989-м — весёлую историю про американского полицейского и его напарника — собаку по кличке Джерри Ли, который на всё имеет своё собственное мнение.
Сериал «Комиссар Рекс» о немецкой овчарке — штатном сотруднике Венской криминальной полиции в отделе по расследованию убийств. Чуткий нос, бесстрашие и преданность друзьям-полицейским сделали его настоящей грозой преступного мира Австрии.
Джульбарс — собака минно-розыскной службы, участник Великой Отечественной войны. Джульбарс сумел обнаружить более 7 тысяч мин и 150 снарядов. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания был награждён медалью «За боевые заслуги», это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды. Джульбарс снялся в фильме «Белый Клык».
В 1964 году на экраны вышел фильм «Ко мне, Мухтар!», где рассказывается трогательная история дружбы рядового сотрудника милиции и его четвероногого друга, восточноевропейской овчарки. Самоотверженный пёс выручает хозяина в опаснейших ситуациях, которые готовит им нелёгкая служба.
Наверняка многие помнят фильм «К-9: Собачья работа», вышедший в 1989-м — весёлую историю про американского полицейского и его напарника — собаку по кличке Джерри Ли, который на всё имеет своё собственное мнение.
Сериал «Комиссар Рекс» о немецкой овчарке — штатном сотруднике Венской криминальной полиции в отделе по расследованию убийств. Чуткий нос, бесстрашие и преданность друзьям-полицейским сделали его настоящей грозой преступного мира Австрии.
Джульбарс — собака минно-розыскной службы, участник Великой Отечественной войны. Джульбарс сумел обнаружить более 7 тысяч мин и 150 снарядов. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания был награждён медалью «За боевые заслуги», это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды. Джульбарс снялся в фильме «Белый Клык».
В 1964 году на экраны вышел фильм «Ко мне, Мухтар!», где рассказывается трогательная история дружбы рядового сотрудника милиции и его четвероногого друга, восточноевропейской овчарки. Самоотверженный пёс выручает хозяина в опаснейших ситуациях, которые готовит им нелёгкая служба.
Наверняка многие помнят фильм «К-9: Собачья работа», вышедший в 1989-м — весёлую историю про американского полицейского и его напарника — собаку по кличке Джерри Ли, который на всё имеет своё собственное мнение.
Сериал «Комиссар Рекс» о немецкой овчарке — штатном сотруднике Венской криминальной полиции в отделе по расследованию убийств. Чуткий нос, бесстрашие и преданность друзьям-полицейским сделали его настоящей грозой преступного мира Австрии.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.