45 лет назад фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» стал одним из лидеров советского проката — непритязательную мелодраму о судьбе трех подруг-лимитчиц, которые приехали покорять столицу, посмотрели 84,4 млн зрителей, и этого хватило для второго места; большую аудиторию в том году собрал только боевик «Пираты XX века». Потом у картины Меньшова был иностранный «Оскар», а также статусы классики советского кино и одного символов эпохи СССР.
Действие в фильме происходит в двух временах-эпохах. Главные героини Катя (Вера Алентова), Людмила (Ирина Муравьева) и Тоня (Раиса Рязанова) приезжают в Москву в 1958-м; о том, что происходило с ними в молодости, рассказано в первой серии. Во второй серии речь идет уже о событиях 1978 года — героини прожили 20 лет, чего-то добились, чего-то не смогли достичь. И перед Меньшовым стояла, в том числе задача показать две разные Москвы — в конце 50-х и в конце 70-х.
Для Москвы конца 70-х ему ничего выдумывать не потребовалось — съемки проходили как раз примерно в это время; а вот для Москвы-1958 режиссер проявил определенную изобретательность.
Площадь Маяковского, памятник Владимиру Маяковскому


Гуляя по Москве 1958 года, Катя и Людмила оказываются у памятника Маяковскому, где читает стихи поэт Андрей Вознесенский (он сам сыграл молодого себя). Кадр темный — так Меньшов замаскировал автомобильный тоннель под площадью, которого в том году ещё не было, её открыли только в 1960-м.
Дом кино на Поварской


В тот же день Катя и Люда попадают на фестиваль французских фильмов, который проходит в тогдашнем Доме кино, который располагался на Поварской улице д. 33, стр. 1. Маршрут девушек не слишком понятен — от площади Маяковского они шли вниз по улице Горького (сейчас — Тверская), а в Дом кино надо было двигать по Садовому на юг.
Впрочем, это явно условности кино, ну а сейчас в этом здании работает «Мастерская «12» Никиты Михалкова». Кстати, некоторые актеры из конца семидесятых тоже сыграли себя в юности — среди них был и Иннокентий Смоктуновский («Начинающий? Поздновато начинаете!»).
Станция метро «Новослободская»


Героини спускаются и под землю — московский метрополитен был развит и в конце пятидесятых. Для Людмилы станция «Новослободская» на Кольцевой линии стала знаковой — там она познакомилась с хоккеистом Сергеем (Александр Фатюшин). Саму станцию можно опознать по характерным витражам на пилонах, которые сохранились и в наше время.
Высотка на площади Восстания


Родственников Кати режиссер поселил в одной из семи сталинских высоток — той, что находится рядом с Садовым кольцом. Напомним, что эти родственники попросили девушку присмотреть за квартирой на время их месячного отпуска, а Людмила просто увязалась за подругой. Впрочем, внутренний холл, интерьеры и саму квартиру снимали в другой аналогичной высотке — на Котельнической набережной.
Гоголевский бульвар


Гоголевский бульвар появляется в сюжете дважды, в обеих сериях. В первой серии Катя рассказывает телевизионщику Рудольфу (Юрий Васильев), что ждет от него ребенка — и переживает мучительный разрыв.
Во второй серии просителем оказывается уже постаревший Рудольф — он просит Катю помирить его с дочерью, которая не простила отцу предательства. Оба раза Катя и Рудольф разговаривают на скамейке неподалеку от усадьбы Михаила Нарышкина — сейчас там расположен Московский музей современного искусства (адрес — Гоголевский бульвар, 10, строение 1).
Роддом


После разрыва с Рудольфом Катя всё же решила рожать — у неё была девочка, которая появилась на свет в престижном и передовом по тем временам роддоме номер 25 (улица Фотиевой, 6). Во всяком случае, Меньшов выбрал именно этот роддом в качестве декораций к соответствующей сцене фильма.
Дом Катерины
Во второй серии Катерина стала большим начальником, директором химкомбината и депутатом Моссовета, так что и жилье ей было положено соответствующее. Режиссер «поселил» её в так называемых «генеральских» домах на Мосфильмовской улице — их построили в начале 1970-х из характерного для номенклатурных домов желтого кирпича. В фильме Катерина выходит из дома 11, корпус 2.
Курский вокзал


Первая встреча Катерины и Гоши (он же Гога, он же Жора — в исполнении Алексея Баталова) состоялась в электричке, когда она возвращалась с дачи Антонины. Где снимали электричку — неизвестно (возможно, и в павильоне), а вот приехали они на Курский вокзал, который в конце семидесятых ещё не был отгорожен от Садового кольца огромным торговым центром. Узнать вокзал можно по огромному панорамному и чуть скошенному окну — оно тоже сохранилось после всех реконструкций.


