Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 10 минут
1271

Площадь Маяковского. Где снимали «Москва слезам не верит». Фото

Фильм «Москва слезам не верит».
Фильм «Москва слезам не верит». Кадр из фильма

45 лет назад фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» стал одним из лидеров советского проката — непритязательную мелодраму о судьбе трех подруг-лимитчиц, которые приехали покорять столицу, посмотрели 84,4 млн зрителей, и этого хватило для второго места; большую аудиторию в том году собрал только боевик «Пираты XX века». Потом у картины Меньшова был иностранный «Оскар», а также статусы классики советского кино и одного символов эпохи СССР.

Алексей Баталов и Вера Алентова.
Алексей Баталов и Вера Алентова. Фото: Кадр из фильма

Действие в фильме происходит в двух временах-эпохах. Главные героини Катя (Вера Алентова), Людмила (Ирина Муравьева) и Тоня (Раиса Рязанова) приезжают в Москву в 1958-м; о том, что происходило с ними в молодости, рассказано в первой серии. Во второй серии речь идет уже о событиях 1978 года — героини прожили 20 лет, чего-то добились, чего-то не смогли достичь. И перед Меньшовым стояла, в том числе задача показать две разные Москвы — в конце 50-х и в конце 70-х.

Вера Алентова, Ирина Муравьева и Раиса Рязанова
Вера Алентова, Ирина Муравьева и Раиса Рязанова. Фото: кадр из фильма

Для Москвы конца 70-х ему ничего выдумывать не потребовалось — съемки проходили как раз примерно в это время; а вот для Москвы-1958 режиссер проявил определенную изобретательность.

Площадь Маяковского, памятник Владимиру Маяковскому

Площадь Маяковского.
Фото: кадр из фильма; РИА Новости / Владимир Астапкович

Гуляя по Москве 1958 года, Катя и Людмила оказываются у памятника Маяковскому, где читает стихи поэт Андрей Вознесенский (он сам сыграл молодого себя). Кадр темный — так Меньшов замаскировал автомобильный тоннель под площадью, которого в том году ещё не было, её открыли только в 1960-м.

Дом кино на Поварской

Дом кино на Поварской (Мастерская 12).
Фото: кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

В тот же день Катя и Люда попадают на фестиваль французских фильмов, который проходит в тогдашнем Доме кино, который располагался на Поварской улице д. 33, стр. 1. Маршрут девушек не слишком понятен — от площади Маяковского они шли вниз по улице Горького (сейчас — Тверская), а в Дом кино надо было двигать по Садовому на юг.

Впрочем, это явно условности кино, ну а сейчас в этом здании работает «Мастерская «12» Никиты Михалкова». Кстати, некоторые актеры из конца семидесятых тоже сыграли себя в юности — среди них был и Иннокентий Смоктуновский («Начинающий? Поздновато начинаете!»).

Станция метро «Новослободская»

Станция метро «Новослободская».
Фото: кадр из фильма; РИА Новости / Кирилл Калинников

Героини спускаются и под землю — московский метрополитен был развит и в конце пятидесятых. Для Людмилы станция «Новослободская» на Кольцевой линии стала знаковой — там она познакомилась с хоккеистом Сергеем (Александр Фатюшин). Саму станцию можно опознать по характерным витражам на пилонах, которые сохранились и в наше время.

Высотка на площади Восстания

Дом на Котельнической набережной.
Фото: кадр из фильма; РИА Новости / Владимир Сергеев

Родственников Кати режиссер поселил в одной из семи сталинских высоток — той, что находится рядом с Садовым кольцом. Напомним, что эти родственники попросили девушку присмотреть за квартирой на время их месячного отпуска, а Людмила просто увязалась за подругой. Впрочем, внутренний холл, интерьеры и саму квартиру снимали в другой аналогичной высотке — на Котельнической набережной.

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар.
Фото: кадр из фильма; РИА Новости

Гоголевский бульвар появляется в сюжете дважды, в обеих сериях. В первой серии Катя рассказывает телевизионщику Рудольфу (Юрий Васильев), что ждет от него ребенка — и переживает мучительный разрыв.

Во второй серии просителем оказывается уже постаревший Рудольф — он просит Катю помирить его с дочерью, которая не простила отцу предательства. Оба раза Катя и Рудольф разговаривают на скамейке неподалеку от усадьбы Михаила Нарышкина — сейчас там расположен Московский музей современного искусства (адрес — Гоголевский бульвар, 10, строение 1).

Роддом

Роддом.
Фото: кадр из фильма; кадр из видео

После разрыва с Рудольфом Катя всё же решила рожать — у неё была девочка, которая появилась на свет в престижном и передовом по тем временам роддоме номер 25 (улица Фотиевой, 6). Во всяком случае, Меньшов выбрал именно этот роддом в качестве декораций к соответствующей сцене фильма.

Дом Катерины

Москва слезам не верит. Дом Катерины.
Москва слезам не верит. Дом Катерины. Фото: кадр из фильмаУзнай Москву / Сергей Бодин

Во второй серии Катерина стала большим начальником, директором химкомбината и депутатом Моссовета, так что и жилье ей было положено соответствующее. Режиссер «поселил» её в так называемых «генеральских» домах на Мосфильмовской улице — их построили в начале 1970-х из характерного для номенклатурных домов желтого кирпича. В фильме Катерина выходит из дома 11, корпус 2.

Курский вокзал

Курский вокзал.
Фото: кадр из фильма; АГН Москва / Илья Питалев

Первая встреча Катерины и Гоши (он же Гога, он же Жора — в исполнении Алексея Баталова) состоялась в электричке, когда она возвращалась с дачи Антонины. Где снимали электричку — неизвестно (возможно, и в павильоне), а вот приехали они на Курский вокзал, который в конце семидесятых ещё не был отгорожен от Садового кольца огромным торговым центром. Узнать вокзал можно по огромному панорамному и чуть скошенному окну — оно тоже сохранилось после всех реконструкций.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах